Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 n 15АП-4329/2010 по делу n А32-3204/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за несоблюдение правил внутреннего контроля в части идентификации клиентов посредством их анкетирования по установленной форме.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. N 15АП-4329/2010
Дело N А32-3204/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: директор Северина В.Л.,
от заинтересованного лица: консультант Миронюк С.М. по доверенности от 29.06.2010 г. N 05-10/3899,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04 марта 2010 г. по делу N А32-3204/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ордер-Р"
к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ордер-Р" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановление N 05-09-237 от 10.12.2009 г. о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 04.03.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован нарушением административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности - рассмотрением дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества при отсутствии доказательств его надлежащего извещения.
Не согласившись с принятым решением, Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в деянии общества имеется состав административного правонарушения, факт надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрении административного дела подтверждается телеграммой и уведомлением о ее вручении, а также ходатайством общества о рассмотрении дела в отсутствие его законного представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ордер-Р" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на малозначительность совершенного им правонарушения. Факт надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения административного дела законный представитель общества в отзыве подтверждает.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Ордер-Р" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории округа.
В ходе проверки установлено, что ООО "Ордер-Р" оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Общество состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, им разработаны правила внутреннего контроля, согласованные с органом Росфинмониторинга. Однако данные Правила обществом надлежащим образом не соблюдаются в части идентификации клиентов посредством их анкетирования по установленной форме.
Постановлением прокурора Западного округа г. Краснодара от 23.10.2009 г. в отношении ООО "Ордер-Р" возбуждено дело об административном правонарушении. Постановление направлено на рассмотрение по подведомственности в Межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу.
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу от 10.12.2009 г. N 05-09/237 ООО "Ордер-Р" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил, что в деянии ООО "Ордер-Р" имеется состав вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, составляет неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, ООО "Ордер-Р" в силу ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" является организацией, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В силу ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей, систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом. При этом организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Ордер-Р" разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данные Правила согласованы с органом Росфинмониторинга 23.11.2006 г. (л.д. 24).
Пунктом 2 данных Правил предусмотрена обязанность общества использовать анкетирование клиента для его идентификации. Однако данные требования Правил внутреннего контроля обществом не соблюдаются - анкетирование клиентов не проводится, что подтверждается материалами дела (в том числе объяснениями директора общества - л.д. 76), и обществом не оспаривается.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии общества "Ордер-Р" объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.
Ссылка общества на то, что идентификация клиентов не производилась ввиду отсутствия сделок на сумму свыше 3 миллионов рублей, подлежит отклонению как необоснованная, поскольку частью 1.1 Закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность идентификации клиентов, совершающих операции с денежными средствами на сумму 15 000 рублей и более.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку сведений о принятии обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в деле не имеется.
Выводы суда первой инстанции о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности не соответствуют обстоятельствам дела.
Так, постановление прокурора Западного округа г. Краснодара о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2009 г. вынесено в присутствии законного представителя общества - директора Севериной В.Л. (л.д. 71 - 73).
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено МРУ Росфинмониторинга в ЮФО в отсутствие представителя общества, однако при этом общество было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается телеграммой от 07.12.2009 г. и уведомлением о ее вручении (л.д. 135 - 136). Кроме того, из текста ходатайства от 09.12.2009 г., направленного в адрес административного органа (л.д. 137) также усматривается, что директор общества располагала сведениями о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Данное обстоятельство директор общества Северина В.Л. подтвердила и в заседании суда апелляционной инстанции.
Таким образом, в деянии общества имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении МРУ Росфинмониторинга не допущено. Размер назначенного обществу наказания соответствует минимальной санкции статьи 15.27 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах предусмотренных статьей 211 АПК РФ оснований к отмене постановления МРУ Росфинмониторинга по ЮФО N 05-09-237 от 10.12.2009 г. не имеется.
Доводы общества о возможности применения к правоотношениям по настоящему делу положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, не принимаются апелляционным судом.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой ненадлежащая организация заявителем публично значимой деятельности в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, отсутствие должного контроля со стороны руководства за действиями ответственных лиц. В этой связи с учетом характера общественных отношений, на которые обществом "Ордер-Р" допущено посягательство, апелляционный суд считает применение положений ст. 2.9 КоАП РФ к правоотношениям по настоящему делу недопустимым.
Таким образом, решение суда подлежат отмене с отказом в удовлетворении заявленных обществом "Ордер-Р" требований.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 марта 2010 г. отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 n 15АП-4287/2010 по делу n А53-694/2010 По делу о взыскании морального вреда.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также