Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 n 15АП-9903/2009 по делу n А32-9037/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2010 г. N 15АП-9903/2009
Дело N А32-9037/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей Л.А Захаровой, Т.Г. Гуденица
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: Кучерук Ф.Э., представитель по доверенности от 30.12.2009 г.
от заинтересованного лица: Борисов И.М., представитель по доверенности от 30.06.2010 г.
от УФАКОН: представитель не явился, извещен (уведомление N 42864)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Сочи-Лада"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30 июня 2009 г. по делу N А32-9037/2009
по заявлению ОАО "Сочи-Лада"
к заинтересованным лицам Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения N 15-15/2097 от 26.12.08 г.
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
установил:
ОАО "Сочи-Лада" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным п. 2, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) N 15-15/2097 от 26.12.08 г.
Решением суда от 30.06.09 г. в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "Сочи-Лада" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило отменить судебный акт, принять по делу новый.
Представитель заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ отказался от требований к УФАКОН по КК.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу. В силу п. 3 ст. 269 АПК РФ, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
Поскольку отказ заявителя от требований к УФАКОН по КК заявлен лицом, уполномоченным на совершение таких действий от имени заявителя, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ от требований к УФАКОН по КК, в связи с чем, производство по делу в данной части подлежит прекращению с отменой ранее принятого по нему судом первой инстанции решения.
Представители лиц, участвующих в деле поддержали ранее изложенные позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Сочи-Лада" владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1,46 га, расположенным в городе Сочи, ул. Луначарского, 26 (кадастровый номер земельного участка 23:49:040 2034:0033). Земельный участок предоставлен для размещения и эксплуатации зданий и сооружений станции технического обслуживания и площадки для стоянки 100 автомашин Волжского автозавода.
По сведениям территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Обществу, на 2008 год определена в размере 578 196 646 рублей.
18.04.08 года Общество сдало в налоговую инспекцию налоговый расчет авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, исчислив авансовый платеж в размере 1 011 844 руб., исходя из кадастровой стоимости 578 196 646 рублей.
В последующем Общество обнаружило, что кадастровая стоимость земельного участка Общества определена в нарушение законодательства РФ, и земельный налог на территории муниципального образования города Сочи установлен в нарушение порядка, предусмотренного Налоговым кодексом РФ.
23.09.08 года Общество сдало в налоговую инспекцию уточненный авансовый расчет за 1 квартал 2008 года, указав в нем размер авансового платежа - 0 рублей.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка, по результатам которой заместителем руководителя МИФНС РФ N 8 по Краснодарскому краю вынесено решение от 26.12.08 года N 15-15/2097 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом налоговая инспекция доначислила Обществу сумму авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в размере 1 011 844 рубля.
Общество обжаловало решение в Управление ФНС РФ по Краснодарскому краю, однако решением руководителя УФНС РФ по Краснодарскому краю от 18.03.09 года N 16-12-38-289 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
При рассмотрении заявления общества судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что ОАО "Сочи-Лада" является плательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:49:040 2034:0033, расположенному в Краснодарском крае, городе Сочи, Адлерском районе, ул. Луначарского, 26, являющийся собственностью ОАО "Сочи-Лада".
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю в ответ на требование инспекции представлен кадастровый паспорт по земельному участку с кадастровым номером 23:49:040 2034:0033, подтверждающий кадастровую стоимость на 2008 год, с учетом распоряжения главы администрации Краснодарского края N 1202-р от 29.12.2007 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.10 г. по делу А32-40116/09, вступившим в законную силу, ООО "Сочи - Лада" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий УФАКОН по Краснодарскому краю по определению кадастровой стоимости земельного участка в связи с пропуском заявителем срока, установленного ст. 198 АПК РФ.
Названным судебным актом установлено, что действия Роснедвижимости по установлению кадастровой стоимости земельного участка общества на основании данных распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" являются незаконными.
Судебной коллегией установлено, что полный текст распоряжения N 1202-р от 29.12.2007 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликован только лишь 13.03.2009 г. в газете "Кубанские новости" N 37.
В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 29.10.2001 года, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной оценки земель.
Распоряжение от 29.12.2007 года N 1202-р содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ (в ред. от 06.03.2007) "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Распоряжение от 29.12.2007 г. N 1202-р было опубликовано в установленном порядке, только 13.03.2009 года в газете "Кубанские новости" N 37. Соответственно, данный нормативный правовой акт не мог подлежать применению до указанной даты, в силу прямого указания Конституции РФ.
Таким образом, на 1 января 2008 г. изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:33, не были утверждены и не были доведены до сведения общества до 1 марта 2008 г., и соответственно не могли применяться для исчисления земельного налога. Более того, налоговая база по земельному налогу за 2008 год не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде (Постановление ВАС РФ от 10.02.2009 г. N 11279/08).
По состоянию на 01.01.2008 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402034:33, принадлежащего на праве собственности обществу в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации не была утверждена и не была доведена до сведения заявителя до 01.03.2008 г.
Довод инспекции о необходимости применения Распоряжения N 1202-р от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит отклонению в связи со следующим:
Согласно п. 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено следующее:
"Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 n 15АП-6904/2010 по делу n А32-6323/2010 По делу о расторжении муниципального контракта и взыскании неустойки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также