Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 n 15АП-11109/2009-НР по делу n А53-16934/2009 По делу о признании незаконным требования налогового органа о предоставлении документов (информации).Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2010 г. N 15АП-11109/2009-НР
Дело N А53-16934/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Винокур И.Г., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соленцовой И.В.
при участии:
Вартапетян Г.М.: паспорт серия 6004 N 239926;
от МИФНС России N 25 по Ростовской области: Дружинина А.Н. по доверенности от 09.04.2010 г. N 04-09/13390;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вартапетян Георгия Мартыновича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.11.2009 г. по делу N А53-16934/2009
по заявлению Вартапетян Георгия Мартыновича
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС N 25 по Ростовской области
о признании незаконным требования
принятое в составе судьи Соловьевой М.В.
установил:
Индивидуальный предприниматель Вартапетян Г.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 27.07.2009 г. N 20655 о предоставлении документов (информации).
Решением суда от 05.11.2009 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель, заявляя сумму налога на вычет, независимо от того, превышает она сумму исчисленного к уплате налога или нет, фактически реализует свое право на возмещение налога из бюджета, поскольку на сумму вычетов он самостоятельно уменьшает исчисленный им и подлежащий уплате в бюджет налог на добавленную стоимость. Следовательно, налоговый орган вправе затребовать у предпринимателя документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС. Суд установил, что требование содержит конкретный перечень документов с указанием временного периода - II квартал 2009 года.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 г. решение от 05.11.2009 г. отменено, требование налоговой инспекции от 27.07.2009 N 20655 о предоставлении документов признано незаконным.
Судебный акт мотивирован тем, что в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган незаконно истребовал у предпринимателя иные документы, кроме тех, которые представляются вместе с налоговой декларацией.
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2010 г. по делу N А53-16934/2009 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
ФАС СКО указал, что выводы суда апелляционной инстанции противоречат положениям второго абзаца пункта 8 статьи 88 НК РФ, суд не исследовал, свидетельствуют ли истребованные налоговой инспекцией у предпринимателя договоры, заключенные с поставщиками и заказчиками, приложения к указанным договорам, договоры на перевозку товароматериальных ценностей (ТМЦ) и другие документы доказательствами, могущими подтвердить дату фактического поступления товара и принятия его на учет; взаимосвязаны ли эти документы с осуществляемыми налогоплательщиком хозяйственными операциями в конкретный налоговый период; являются ли они основанием для принятия поставленного товара на учет, содержат ли информацию о наименовании, количестве, цене товара; влияют ли они на проверку достоверности сведений о поставке товара и принятии его на учет, правильности, достоверности и полноты их отражения на основании анализа данных взаимосвязанных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и сведений, отраженных в первичных документах и документах налогового и бухгалтерского учета, имеют ли они значение для установления правильности отражения в налоговой декларации показателей налогооблагаемой базы и суммы налоговых вычетов, обоснованности их применения и получения налоговой выгоды, связанной с заявлением вычетов по НДС.
В силу ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель 17.07.2009 г. представил в инспекцию в электронном виде налоговую декларацию за II квартал 2009 года по НДС, о чем имеется подтверждение оператора, протокол входного контроля. Согласно данной декларации сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за налоговый период, составила 1 601 331 рубль.
Сопроводительным письмом от 20.07.2009 N 20/07-09 налогоплательщик представил в налоговый орган документы, перечисленные в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Налоговая инспекция направила предпринимателю требование о предоставлении документов (информации) от 27.07.2009 N 20655, которое вручено лично предпринимателю 29.07.2009.
Предприниматель, не согласившись с требованием налоговой инспекции, в соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса обратился в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Согласно требованию о предоставлении документов (информации) от 27.07.2009 N 20655 налогоплательщику необходимо было представить следующие документы за 2 квартал 2009 г.:
- книгу покупок;
- книгу продаж;
- счета-фактуры, подтверждающие право на применение налоговых вычетов во 2 квартале 2009 г.,
- журнал полученных и выставленных счетов-фактур;
- договоры с поставщиками и покупателями;
- товарные накладные;
- товарно-транспортные накладные;
- карточки учета основных средств на 01.07.2009 г. с приложением первичных документов;
- документы, подтверждающие выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- акты по форме N КС-2 и справки по форме N КС-3;
- документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Обращаясь с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области от 27.07.2009 г. N 20655 о предоставлении документов (информации), Вартапетян Г.М. исходил из того, что требование было выставлено в нарушение ст. 88 НК РФ и Письма ФНС России N 03-02-07/2-209, при этом оно не было конкретизировано, т.е. не содержало перечня конкретных документов, как это предусмотрено приложением N 5 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/338@. В данном требовании конкретизированы только документы, перечисленные в поз. 1, 2, 4 (книга покупок, книга продаж, журнал полученных и выданных счетов-фактур), однако их представление налоговому органу в данном случае (заявлен налог к уплате в бюджет) на основании п. 7 и п. 8 ст. 88 НК РФ не предусмотрено. Налоговый орган так же не сообщил, в связи с какими обнаруженными ошибками в представленной налоговой декларации (расчете) или противоречиями в представленных предпринимателем и в имеющихся у налогового органа документах ему понадобились документы. Тем более, что налог заявлен к уплате, а не возмещению.
Указанные доводы налогоплательщика подлежат отклонению в связи со следующим:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
При этом, указанному праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
На основании п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
В силу п. 3 и 4 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 Кодекса или если представление документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Вместе с тем, в п. 8 ст. 88 НК РФ установлены специальные правила проведения камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, а именно:
При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. Налоговым органам предоставлено право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (абз. 2 п. 8 ст. 88 и ст. 172 НК РФ).
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Из толкования, ст. 88 НК РФ и Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 следует, что, если налогоплательщик желает воспользоваться правом на получение налоговой выгоды (будь то вычет или возмещение налога), он должен документально подтвердить свое право на налоговую выгоду в ходе налоговой проверки. Таким образом, тот факт, что сумма вычета не превысила сумму исчисленного налога и предприниматель не заявлял налог к возмещению, правового значения не имеет.
Как следует из материалов дела, в рамках данного дела спорное требование было направлено предпринимателю в связи с камеральной проверкой декларации по НДС за 2 квартал 2009 г., в которой было заявлено о применении налоговых вычетов.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Исходя из положений статьи 154 НК РФ, налоговая база при исчислении НДС исчисляется исходя из стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
При этом, положения статьи 172 НК РФ носят отсылочный характер и подлежат применению только во взаимосвязи с
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 n 15АП-10876/2009 по делу n А53-9339/2009 По делу о взыскании действительной стоимости долей в уставном капитале.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также