Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2008 по делу n А32-11767/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-11767/2007-22/187

22 сентября 2008 г.                                                                            15АП-4696/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильиной М.В.,

судей Галова В.В., Захаровой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Решетниковым Р.А.,

при участии:

от истца: Демиденко Т.В. по доверенности от 12.10.2006,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Адлер-АОП»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 по делу № А32-11767/2007-22/187

по иску закрытого акционерного общества «Адлер-АОП», г.Сочи

к Администрации муниципального образования г. Сочи,

Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г.Краснодар

о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,

принятое в составе судьи Чуприна Т.В.

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Адлер-АОП» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации МО г. Сочи, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее – ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю) о понуждении Администрации МО г. Сочи к заключению с ЗАО «Адлер-АОП» договора купли-продажи земельного участка площадью 226 кв.м., кадастровый номер 23:49:04 03 036:0051, расположенного под зданием кафе «Мираж» по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Голубая, 6 «Г», с определением стоимости земельного участка в сумме 448022 руб. 38 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе приватизации АОЗТ «Адлер-АОП», в соответствии с договором купли-продажи №5 от 21.07.1992, было приобретено здание кафе «Мираж», что подтверждается свидетельством от 30.07.1992 № 0004, выданным КУМИ г.Сочи. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец имеет исключительное право на приватизацию земельного участка. Письмом от 07.03.2007 Администрацией г.Сочи в приватизации земельного участка было отказано в связи с тем, что земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и ограничен в обороте. По смыслу ст.ст. 27,28, п.3 ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации не исключается возможность предоставления в частную собственность земель, ограниченных в обороте,  в случаях установленных законом, в частности земель находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства. Спорный земельный участок находится под зданием торгового павильона, т.е. используется в целях строительства и эксплуатации возведенного на нем в установленном законом порядке объекта недвижимости. При рассмотрении спора о понуждении к заключению договора купли-продажи спорного участка по делу А32-15103/2006-9/446 в иске отказано по причине несоблюдения условий ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако судом было установлено, что спорный земельный участок расположен в пределах земель поселения г.Сочи.

Администрация МО г.Сочи исковые требования не признала. В отзыве на иск указала, что спорный земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта Сочи, относится к особо охраняемой природной территории имеющей федеральное значение. В силу ст.ст. 15, 27 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок ограничен в обороте и приватизации не подлежит.

ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю иск не признало, в отзыве указало, что в силу п.п.1 и 3 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации,  ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» спорный земельный участок является федеральной собственностью. Полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом, расположенным на территории Краснодарского края осуществляет ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю. Администрация г.Сочи указанными полномочиями не наделена, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2008 г. в удовлетворении исковых требований отказано Суд пришел к выводу, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, Администрация г.Сочи не является лицом, уполномоченным собственником земельного участка на заключение договора его по отчуждению.

ЗАО «Адлер-АОП» обратилось с апелляционной жалобой в порядке гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Истец указал, что согласно кадастровому плану спорный земельный участок № 23:49:04 02 036:0051 относится к землям поселений. Доказательств, свидетельствующих о переводе земельного участка из категории земель поселений в категорию особо охраняемых территорий, не представлено. Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации  земельный участок из земель поселений,  на котором осуществлена постройка кафе в соответствии с необходимыми разрешениями и произведена регистрация права на объект недвижимости, на момент сдачи в эксплуатацию и регистрации не являлся земельным участком, изъятым или ограниченным в обороте. Доказательства того, что земельный участок находится в федеральной собственности отсутствуют. На момент принятия оспариваемого решения на территории г.Сочи границы и режим округа горно-санитарной охраны не установлены в законном порядке и не утверждены.

В судебном заседании представитель истца поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить удовлетворить исковые требования.

Администрация МО г.Сочи и ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Сочи и АОЗТ «Адлер-АОП» в порядке приватизации был заключен договор купли-продажи от 21.07.1992 № 5, по условиям которого АОЗТ «Адлер-АОП» приобрело в собственность за плату приватизируемое муниципальное предприятие «Комбинат питания «Адлер» (т.1, л.д.39-43).

Имущество приватизируемого предприятия было передано по акту приема-передачи от 30.07.1992. Согласно приложению №1 к акту приема-передачи от 30.07.1992 правопредшественнику истца было передано здания кафе «Мираж» по ул. Просвещения, 136 (т.1,л.д.45). В соответствии со справкой Муниципального Института генплана зданию кафе «Мираж» присвоен почтовый адрес: г.Сочи, Адлерский район, ул.Голубая, 6 Г (т.1,л.д.20).

Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Сочи было выдано свидетельство о праве собственности № 00004 от 30.07.1992, согласно которому АОЗТ «Адлер-АОП» является собственником имущества комбината питания «Адлер», переданного по акту приема-передачи от 30.07.1992 (л.д.35).

ЗАО «Адлер-АОП» обратилось в Комитет по управлению имуществом администрации города Сочи с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 226 кв.м. под объектом недвижимого имущества - здание кафе «Мираж», расположенного по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Голубая, 6 «Г», кадастровый номер 23:49:04 02 036:0051.

Комитет по управлению имуществом администрации города Сочи отка­зал в предоставлении земельного участка в собственность ЗАО «Адлер-АОП», в связи с тем, что спорный земельный участок отно­сится к особо охраняемым природным территориям федерального значения и ограни­чен в обороте (письмо от 07.03.2007 т.1, л.д. 8-10).

Считая, что отказ в заключении договора купли-продажи является незаконным ЗАО «Адлер-АОП» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 36 названного Кодекса предусмотрено исключительное право собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, на приватизацию этих участков в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

По правилам статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.

В силу пункта 2 и подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность.

Согласно пункту 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.93 № 337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи» установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.

Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 № 142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта» и от 02.09.1987 № 455 «О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи». Исполнительный комитет согласно статьям 77-102 Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 года (в редакции от 11 декабря 1975 года), раздела VII Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 года являлся органом государственной власти, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя об отмене решения Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 № 142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта» решением Сочинского Городского собрания Сочи № 84 от 26.04.2007, являющимся актом органа местного самоуправления. Действующее законодательство не наделает органы местного самоуправления полномочиями по отмене актов органов государственной власти, в связи с чем, согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание решением Сочинского Городского собрания Сочи № 84 от 26.04.2007. В настоящее время отсутствует Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в связи с чем, при определении таких границ надлежит руководствоваться указанными выше решениями.

При таких обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии утвержденных границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны федерального курорта Сочи признаются судом апелляционной инстанции необоснованными. Сведения, содержащиеся в письме Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 13.08.2008 № 04/4142 также не принимаются

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2008 по делу n А32-11017/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также