Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 n 15АП-5794/2010 по делу n А32-2836/2010 По делу о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью в связи с его ликвидацией по решению единственного учредителя (участника) общества.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2010 г. N 15АП-5794/2010
Дело N А32-2836/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Захаровой Л.А., Золотухиной С.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12 апреля 2010 года по делу N А32-2836/2010,
принятое судьей Бабаевой О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар-Ритейл"
к ответчику - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару от 16 ноября 2009 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар-Ритейл" в связи с его ликвидацией по решению единственного учредителя (участника) общества,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар-Ритейл" (далее - общество, ООО "Краснодар-Ритейл") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару (далее - инспекция, ИФНС N 4 по г. Краснодару) о признании недействительным решения ИФНС N 4 по г. Краснодару от 16 ноября 2009 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Краснодар-Ритейл" в связи с его ликвидацией по решению единственного учредителя (участника) общества.
Требования мотивированы тем, что процедура ликвидации общества проведена с соблюдением норм гражданского законодательства (статьи 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). По результатам проведенной ликвидации в регистрационный орган представлен весь необходимый пакет документов, представление которого предусмотрено статьей 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Почтовое отправление с пакетом документов, в числе которого находился оригинал ликвидационного баланса по состоянию на 28 октября 2009 года, направлен в регистрационный орган с соблюдением требований статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Несмотря на данное обстоятельство, 14 декабря 2009 года инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов. В качестве основания отказа указано непредставление ликвидационного баланса.
Решением суда от 12 апреля 2010 года заявление ООО "Краснодар-Ритейл" удовлетворено. Признано недействительным решение Инспекции ФНС России N 4 по городу Краснодару от 16 ноября 2009 года об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Краснодар-Ритейл" в связи с его ликвидацией по решению единого учредителя (участника) общества.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом в адрес инспекции в порядке, определенном статьей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направлен пакет документов, необходимый для регистрации ликвидации юридического лица, соответствующий требованиям статьи 21 вышеуказанного Федерального закона. Данный пакет документов получен ИФНС N 4 по г. Краснодару, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Следовательно, у инспекции отсутствуют правовые основания для отказа в регистрации ликвидации юридического лица. Кроме того, суд первой инстанции указал, что представленный в инспекцию ликвидационный баланс соответствует требованиям статей 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Не согласившись с указанными выводами, Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить, отказав в удовлетворении заявленных ООО "Краснодар-Ритейл" требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим:
- в нарушение требований статьи 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в числе документов, необходимых для регистрации ликвидации юридического лица, не представлен ликвидационный баланс;
- представленный обществом баланс не утвержден учредителем, что свидетельствует о его несоответствии требованиям, предъявляемым статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации; решение N 10 от 28 октября 2009 года об утверждении ликвидационного баланса общества не содержит указания на то, какой именно баланс утвержден, из баланса также не следует, что он утвержден названным решением.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Краснодар-Ритейл" указало, что статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает строго определенных форм решений и способов утверждения ликвидационного баланса. Представленный в инспекцию ликвидационный баланс утвержден решением единственного участника ООО "Краснодар-Ритейл" N 10 от 28 октября 2009 года, о чем непосредственно в балансе имеется указание. Кроме того, представленный ранее промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный аналогичным образом, принят инспекцией, сведения о его составлении внесены 02 сентября 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2092311064657. Следовательно, действия инспекции по отказу регистрации ликвидации юридического лица неправомерны.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем у суда имеются почтовые уведомления N 344002 26 51568 0, 344002 26 51567 3, а также почтовое отправление N 344002 26 51566 6, возвращенное по причине истечения срока хранения. Инспекция и общество ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2009 года единственным участником общества - компанией с ограниченной ответственностью "Кафэрэас Девелопмент Лимитед" (в лице Медведевой Ксении Александровны (доверенность от 20 декабря 2006 года (т. л.д. 153-158)) принято решение N 8 о добровольной ликвидации общества, о назначении Черненко Татьяны Александровны ликвидатором общества, об утверждении плана ликвидации общества (т. 1 л.д. 8), о чем 12 мая 2009 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2092311036409, о назначении ликвидатора общества за государственным регистрационным номером 20923110364.
30 апреля 2009 года в инспекцию обществом представлено сообщение о ликвидации общества (форма N С-09-4) (л.д. 10-11).
13 мая 2009 года в Вестнике государственной регистрации (N 18 (223) 2009 - л.д. 9) размещено объявление о ликвидации общества (л.д. 9), в котором указан срок предъявления кредиторами требований, адрес предъявления требований.
14 августа 2009 года, по окончании срока предъявления кредиторами требований, единственным участником общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс - решение N 9 от 14 августа 2009 года (л.д. 12). В приложении к промежуточному ликвидационному балансу указано, что вся имеющаяся у общества кредиторская задолженность погашена полностью.
02 сентября 2009 года на основании предоставленных обществом документов (решение N 9 от 14.08.2009, промежуточного ликвидационного баланса от 14.08.2009), инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении обществом промежуточного ликвидационного баланса за государственным регистрационным номером 2092311064657.
28 октября 2009 года решением единственного учредителя (участника) общества N 10 утвержден ликвидационный баланс общества (л.д. 14).
02 ноября 2009 года для государственной регистрации ликвидации общества ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (л.д. 18) заявитель направил в адрес инспекции следующие документы: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией (форма N Р16001); решение единственного участника общества N 10 от 28 октября 2009 года об утверждении ликвидационного баланса общества (л.д. 14); ликвидационный баланс от 28 октября 2009 года на 2-х листах, прошитый, пронумерованный, подписанный Ликвидатором (л.д. 15-16); документ, подтверждающий представление обществом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"; платежное поручение об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации общества.
07 ноября 2009 года вышеуказанные документы получены инспекцией, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (л.д. 19-20).
14 декабря 2009 ликвидатором общества в ИФНС N 4 по г. Краснодару получено решение, датированное 16 ноября 2009 года, об отказе в государственной регистрации юридического лица, в связи с отсутствием в пакете представленных на государственную регистрацию документов - ликвидационного баланса.
Считая указанное решение не законным и подлежащим отмене по причине представления всех необходимых документов, общество обратилось с Арбитражный суд Краснодарского края за защитой нарушенных прав.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в регистрации ликвидации юридического лица. Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод обоснованным в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются нормами, закрепленными в Федеральном законе от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ "О государственной регистрации).
Статьей 21 ФЗ "О государственной регистрации" предусмотрено, что для государственной регистрации ликвидации юридического лица представляется пакет документов, в числе которого должен быть ликвидационный баланс.
В силу статьи 22 указанного выше закона документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Из материалов арбитражного дела следует, что обществом выполнены требования по представлению документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации юридического лица. В числе указанных документов представлен также ликвидационный баланс.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апеллянта о том, что регистрация ликвидации юридического лица не проведена по причине не представления ликвидационного баланса.
В обоснование правомерности своих действий в апелляционной жалобе инспекция приводит следующий довод: ликвидационный баланс общества не может считаться представленным, поскольку он не утвержден учредителем по причине отсутствия в решении единственного учредителя N 10 от 28 октября 2009 года указания на то, какой именно баланс утверждается; из представленного баланса также не следует, что он был утвержден решением единственного учредителя N 10 от 28 октября 2009 года.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом в связи со следующими обстоятельствами.
Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, в части положений о ликвидации
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 n 15АП-5759/2010 по делу n А32-42269/2009 По делу о признании права собственности на самовольно реконструированные помещения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также