Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 n 15АП-5953/2010 по делу n А32-55117/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа о доначислении авансового платежа по земельному налогу и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2010 г. N 15АП-5953/2010
Дело N А32-55117/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей А.В. Гиданкиной, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен (уведомление N 53054)
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен (уведомление N 53055)
от третьего лица: представитель не явился, извещен (уведомление N 53056, 53057)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.-к. Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06 апреля 2010 г. по делу N А32-55117/2009
по заявлению ЗАО "Геленджикский морской порт"
к ИФНС России по г.-к. Геленджик
при участии третьего лица Территориальный отдел по г.-к. Геленджик Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения от 21.08.09 г. N 9728 в части
принятое в составе судьи Базавлука И.И.
установил:
ЗАО "Геленджикский морской порт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г.-к. Геленджику (далее - инспекция) N 9728 от 21.08.09 г.
Решением суда от 06.04.10 г. удовлетворены заявленные требования.
ИФНС России по г.-к. Геленджику обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество по почте направило отзыв, в котором просит решение суда от 06 апреля 2010 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Налоговой инспекцией в апелляционной жалобе заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Судебной коллегией ходатайство удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей третьих лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 кв. 2008 г.
По итогам проверки составлен акт N 6254 от 29.06.09 г.
Общество, не согласившись с актом проверки, представило возражения, на основании которых были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля (протокол N 741).
21.08.09 г. заместитель начальника инспекции, в присутствии представителя организации, вынес решение N 9728, которым доначислил земельный налог в сумме 153 550 руб., пени в сумме 27 144,36 руб., отказал в привлечении к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 109 НК РФ за отсутствием события налогового правонарушения.
Общество на основании ст. 101.2 и 139 НК РФ направило жалобу в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю N 16-12-752-1501 от 03.11.09 г. апелляционная жалоба ЗАО "Геленджикский морской порт" оставлена без удовлетворения, утверждено решение ИФНС России по г.-к. Геленджику от 21.08.09 г. N 9728.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
При рассмотрении заявления общества суд первой инстанции исходил из следующего. Инспекцией не правомерно произведено исчисление суммы авансового платежа по земельному налогу, подлежащего уплате в бюджет за 1-й квартал 2008 года, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, доведенной до него в 2008 и 2009 годах. Установив расхождение в кадастровой стоимости земли, между данными, представленными ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю и Территориальным отделом по городу-курорту Геленджик УФАКОН по Краснодарскому краю (абз. 11 стр. 5 Решения), налоговый орган, в нарушение пункта 6 статьи 108 НК РФ, истолковал неустранимые сомнения не в пользу налогоплательщика.
Судебная коллегия, признавая решение инспекции недействительным исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:40:0401030:45, в пределах земель населенного пункта, с целевым назначением - для морского порта, площадью 151 122 кв. м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.09.2009 сделана запись регистрации N 23-23-12/100/2009-250.
До приобретения права собственности на земельный участок, он принадлежал обществу на праве постоянного бессрочного пользования на основании постановления главы администрации города Геленджика от 26.08.97 N 1552, о чем выдан Государственный акт КК-2 N 32408000429.
Кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости 08.08.05.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Территориальным отделом по городу-курорту Геленджик Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю представлен кадастровый паспорт по земельному участку с кадастровым номером 23:40:0401030:45, подтверждающий кадастровую стоимость на 2008 год в размере 1 238 772 724,74 руб., с учетом распоряжения главы администрации Краснодарского края N 1202-р от 29.12.2007 г.
Однако, полный текст распоряжения N 1202-р от 29.12.2007 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликован только лишь 13.03.2009 г. в газете "Кубанские новости" N 37.
В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 29.10.2001 года, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной оценки земель.
Распоряжение от 29.12.2007 года N 1202-р содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ (в ред. от 06.03.2007) "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Распоряжение от 29.12.2007 г. N 1202-р было опубликовано в установленном порядке, только 13.03.2009 года в газете "Кубанские новости" N 37. Соответственно, данный нормативный правовой акт не мог подлежать применению до указанной даты, в силу прямого указания Конституции РФ.
Таким образом, на 1 января 2008 г. изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:45, не были утверждены и не были доведены до сведения общества до 1 марта 2008 г., и соответственно не могли применяться для исчисления земельного налога. Более того, налоговая база по земельному налогу за 2008 год не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде (Постановление ВАС РФ от 10.02.2009 г. N 11279/08).
По состоянию на 01.01.2008 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:45, принадлежащего на праве собственности обществу в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации не была утверждена и не была доведена до сведения заявителя до 01.03.2008 г.
Довод инспекции о необходимости применения Распоряжения N 1202-р от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит отклонению в связи со следующим:
Согласно п. 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено следующее:
"Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли".
В соответствии ст. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Распоряжение N 1202-р от 29.12.2007 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" было опубликовано в газете "Кубанские новости" N 37 от 13.03.2009 г. Таким образом, на 01.01.2008 года кадастровую стоимость нельзя признать установленной.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 n 15АП-5902/2010 по делу n А32-5036/2010 По делу о взыскании задолженности по муниципальному контракту и неустойки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также