Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 n 15АП-5630/2010 по делу n А32-2634/2010 По делу о признании недействительным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности, связанной с правомерностью применения налогового вычета по НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2010 г. N 15АП-5630/2010
Дело N А32-2634/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гиданкиной А.В.
судей И.Г. Винокур, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Сапрыкиной А.С.
при участии:
от ООО "Краснодар Водоканал": представитель по доверенности Сергиенко С.В., доверенность от 24.07.2009 г.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару: представители по доверенности Деренченко А.Н., удостоверение УР N 548025, доверенность от 17.06.2010 г., Криковцев В.В., удостоверение УР N 550338, доверенность от 01.06.2010 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.04.2010 г. по делу N А32-2634/2010-3/53
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару
о признании ненормативного акта недействительным
принятое в составе судьи Посаженнокова М.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару об отказе в привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.07.2009 N 4750.
Решением суда от 05.04.2010 г. признано недействительным решение ИФНС России N 4 по г. Краснодару от 27.07.2009 N 4750, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение мотивировано тем, что судом установлено, что налогоплательщиком соблюдены все установленные законодательством условия, необходимые для предъявления НДС к вычету. Общество доказало факт несения им реальных затрат на оплату начисленных поставщиками услуг сумм НДС.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить решение суда от 05.04.2010 г. и принять по делу новый судебный акт в виде отказа в удовлетворении заявленных требований заявителя в полном объеме, поскольку при вынесении оспариваемого решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, непосредственно повлиявшие на исход дела. Ссылается на то, что на момент проверки дополнительные соглашения от 29.07.2008 г. N 709 и N 710 к договорам аренды N 448 и N 449 от 28.09.2006 г. не были зарегистрированы в установленном порядке. При разрешении вопроса правомерности применения заявителем налогового вычета следует руководствоваться положениями основных договоров аренды имущества, согласно которым все произведенные арендатором улучшения арендованного имущества являются собственностью арендодателя и арендатор не имеет права в соответствии с НК РФ на вычет НДС, уплаченный поставщику, так как данные улучшения не являются его собственностью. Инспекцией учтено, что даже с учетом дополнительных соглашений, зарегистрированных в настоящее время, все произведенные арендатором неотделимые улучшения, а также объекты недвижимости, имущество, отделение которого приведет к ухудшению и/или снижению объемов оказания услуг, созданные арендатором в процессе инвестиционной программы, остаются в собственности арендодателя, то есть МО "Город Краснодар". В отношении произведенных отделимых и неотделимых улучшений, разграниченных в части движимого и недвижимого имущества, обществом документы не представлены. Инспекция считает, что денежные средства, за счет которых был уплачен НДС подрядчикам, необходимо квалифицировать в качестве инвестиций. Общество не несет реальных расходов на уплату НДС, так как использует при оплате работ не собственные, а инвестиционные средства. Поэтому налоговый орган считает, что обществом неправомерно заявлен к вычету НДС в размере 17 926 707 руб. (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ).
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 05.04.2010 г. без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.03.2009 обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2008 года, в которой заявлена налоговая база по НДС в сумме 516 310 518 рублей, сумма налога подлежащая вычету - 41 277 637 рублей, в том числе предъявленная подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении капитального строительства - 17 926 707 рублей.
Налоговым органом в период с 10.03.2009 по 29.05.2009 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.05.2009 N 19835, на основании которого 27.07.2009 инспекцией принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения N 4750.
Указанным решением обществу предложено уплатить в бюджет 17 926 707 рублей НДС.
Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решение ИФНС России N 4 по г. Краснодару от 27.07.2009 N 4750
Управление решением от 09.10.2009 N 16-12-643-1339 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решение налоговой инспекции от 27.07.2009 N 4750.
Общество, не согласившись с решением ИФНС России N 4 по г. Краснодару от 27.07.2009 N 4750, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.09.2006 между ООО "Краснодар Водоканал" и Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар заключены договоры аренды муниципального имущества N 448, 449, согласно которых Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар передает ООО "Краснодар Водоканал" за плату во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество, относящееся к системе коммунального водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Краснодар. Указанные договоры заключены сроком на 25 лет.
Как указывает налоговый орган в оспариваемом решении и в апелляционной жалобе, по условиям договоров аренды все произведенные арендатором улучшения, перестройки, преобразования, изменения, а также улучшения, неотделимые без вреда для арендованного имущества, являются собственностью арендодателя.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.08.2007 между администрацией муниципального образования г. Краснодар и обществом заключен договор о реализации инвестиционной программы по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Краснодар на 2007 - 2011 годы N 11174.
Согласно позиции налогового органа, в рамках указанного договора ООО "Краснодар Водоканал" начало строительство объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкцию арендованного у Администрации г. Краснодара имущества. Источниками финансирования инвестиционной программы являлись:
- плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
- надбавка к ценам (тарифам) для потребителей.
29.07.2008 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар и общество подписали дополнительные соглашения N 710, 709 к договорам аренды N 448, 449, заключающиеся в том, что отделимые улучшения, за исключением объектов недвижимости, а также имущество, отделение которого приведет к ухудшению и/или снижению объемов оказания услуг, созданные арендатором в процессе реализации инвестиционной программы за счет платы за подключение и надбавок к тарифам, остаются в собственности арендатора и по истечении срока действия договора аренды передаются безвозмездно в собственность муниципального образования г. Краснодар.
В подтверждение выполненных подрядными организациями работ по реализации инвестиционной программы обществом налоговому органу представлены договоры, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) на общую сумму НДС 17 926 707 рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в целях настоящей главы не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
На основании вышеизложенного, налоговый орган сделал вывод о том, что организацией неправомерно заявлен к вычету НДС в сумме 17 926 707 рублей, предъявленный подрядными организациями при осуществлении строительства и реконструкции существующих объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования г. Краснодар в рамках реализации инвестиционной программы.
При этом налоговый орган считает, что указанные работы оплачены обществом не за счет собственных средств, а за счет средств инвесторов.
Суд первой инстанции правомерно указал, что позиция налогового органа является ошибочной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Пунктом 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, установлено, что по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 n 15АП-5608/2010 по делу n А32-2647/2010 По делу о взыскании неустойки по договору энергоснабжения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также