Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 n 15АП-5282/2010 по делу n А53-4431/2010 По делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. N 15АП-5282/2010
Дело N А53-4431/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: директора Шабунина Л.А. (протокол, приказ); представитель Федотова (доверенность от 18.03.2010 N 5);
от заинтересованного лица: представитель Григорчук (доверенность от 11.01.2010 г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ШАКО",
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.04.2010 г. по делу N А53-4431/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ШАКО"
к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Липатовой В.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ШАКО" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов по делам об административных правонарушениях от 11.02.2010 N N 36, 37, 38.
Определениями суда от 12.03.2010 требования заявителя о признании незаконными и отмене постановлений Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов по делам об административных правонарушениях от 11.02.2010 N N 37, 38 выделены в отдельные производства.
В настоящем деле судом первой инстанции рассматривалось требование о признании незаконным и отмене постановления Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов по делу об административном правонарушении от 11.02.2010 N 37.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.04.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, а также отсутствием существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления. Суд пришел к выводу, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в несоблюдении заявителем публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ШАКО" обжаловало решение суда в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда, сославшись на то, что административным органом при проверке и в ходе производства по делу было допущено ряд нарушений законодательства; материалами дела не подтверждается какую деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую природную среду, осуществляло общество.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган сослался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании директор общества поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что в суд доказательства (фото и видео) были представлены обществом, а суд указал в решении, что доказательства представлены органом; в устном порядке судья излагала мотивировку решения в пользу общества, а в полученном печатном варианте решения мотивировка не в пользу заявителя; сумма платы за негативное воздействие превышена.
Представитель общества в судебном заседании пояснила, что приказ, на основании которого проводилась проверка, содержал ошибку об объекте проверке: в качестве объекта проверки указан предприниматель, а не общество. Лишь на следующий день ошибка была исправлена - объектом проверки указано общество. Доказательств того, что обществом производились какие-либо выбросы в окружающую среду, не представлено административным органом.
Директор общества пояснил, что котел используется в производстве, им нагревается вода, которая необходима для производства. Вода, нагретая до определенной температуры, вызывает химическую реакцию, необходимую для получения производственного продукта. Специализированная организация произвела обществу расчет платы за выброс загрязняющих веществ, которая составила 5 рублей в год, хотя общество фактически платит 40 тысяч рублей.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы, пояснив, что источники загрязняющих веществ в наличии у предприятия имеются; разрешения на использование стационарных источников у предприятия отсутствовали. Таким образом, представитель полагал, что в действиях предприятия имеется состав вмененного ему правонарушения, просил решение оставить без изменения.
Представитель общества дополнительно пояснила, что подъездной путь необоснованно определен административным органом как стоянка, данный путь используется для подъезда автотранспорта, на балансе предприятия имелся всего лишь один легковой автомобиль. Просила применить малозначительность правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 25.01.2010 по 27.01.2010 в соответствии с приказами Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области от 12.01.2010 N 14-ГК, от 26.01.2010 N 85-ГК проведена плановая выездная проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью "ШАКО", расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, пос. Рассвет, ул. Комсомольская, 73, по выполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
С копией приказа о проведении проверки директор общества с ограниченной ответственностью "ШАКО" Шабунин Леонид Анатольевич ознакомлен 19.01.2010.
В результате проверки выявлены следующие источники загрязнения атмосферы:
- котельная (источник выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу трубы от 3-х газовых котлов);
- ванная дефростера на производственном участке (источник выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, вытяжка с естественным побуждением и выходом на кровлю, в виде зонта установленного над ванной);
- помещение выпаривания желчи (источник выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу вентиляционная шахта, выполненная на кровле, от вытяжных вентиляционных систем расположенных над каждым котлом);
- производственная лаборатория (источник выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу вентиляционная система лаборатории);
- открытая стоянка автотранспорта - неорганизованный источник (согласно представленной справке общество использует 1 единицу автотранспорта, ВАЗ 21041 2009 года выпуска).
В результате проверки установлено, что деятельность общества с ограниченной ответственностью "ШАКО" осуществляется с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без специального разрешения, о чем 27.01.2010 главным специалистом центрального отдела государственного экологического контроля - государственным инспектором Ростовской области по охране окружающей среды Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области Кушнаревой А.В. составлен акт проверки N 15/08 в присутствии директора общества с ограниченной ответственностью "ШАКО" Шабунина Леонида Анатольевича, главного бухгалтера Шабуниной Татьяны Анатольевны.
27.01.2010 главным специалистом центрального отдела государственного экологического контроля - государственным инспектором Ростовской области по охране окружающей среды Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области Кушнаревой А.В. в отношении общества с ограниченной ответственностью "ШАКО" составлен протокол N 37 об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора общества с ограниченной ответственностью "ШАКО" Шабунина Леонида Анатольевича. С правами и обязанностями директор ознакомлен, протокол им подписан без замечаний. Копия протокола получена 27.01.2010 Шабуниным Л.А.
Определением Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ростовской области от 28.01.2010 рассмотрение дела N 36 об административном правонарушении назначено на 11.02.2010 на 11 часов 50 минут. Копия определения направлена в адрес общества по почте (исх. от 29.01.2010 N 03/240-ГК).
11.02.2010 заместитель председателя Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области - заместитель главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы Савина Л.В. вынесла постановление, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Копия постановления вручена директору общества с ограниченной ответственностью "ШАКО" Шабунину Леониду Анатольевичу 24.02.2010.
Полагая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерным деянием является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" допускается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что разрешение на выброс веществ в атмосферный воздух требуется при выбросах вредных (загрязняющих) веществ, производимых стационарным источником выбросов.
Отсутствие соответствующего разрешения образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 8 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (часть 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Пунктом 3 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183, технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" утверждено Положение о государственном
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 n 15АП-5264/2010 по делу n А53-215/2010 По делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС в виде взыскания штрафа, начислении пени, предложении уплатить недоимку по НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также