Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу n А32-62549/2005. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                          дело № А32-62549/2005-19/1533-2006-19/564

10 октября 2008 г.                                              15АП-3276/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2008 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Винокур И.Г.

судей Е.В. Андреевой, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Винокур И.Г.

при участии:

от заявителя: Баранов А. Г. по доверенности б/н от 15.04.2008 г. (Т. 3, л.д. 128)

от заинтересованного лица: и.о. заместителя начальника юридического отдела Дедков А. М. по доверенности от 14.01.2008 г. (Т. 3, л.д. 125)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества " Мичурина-Трудобеликовский"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2008 года по делу № А32-62549/2005-19/1533-2006-19/564

принятое в составе судьи Ивановой Н.В.

по заявлению: ЗАО "Мичурина-Трудобеликовский"

к заинтересованному лицу: ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края

о возврате излишне взысканного налога, пени, процентов

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Мичурина-Трудобеликовский" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Красноармейскому району Краснодарского края (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) о возврате 247 870 руб. излишне взысканного сельскохозяйственного налога и 35 088 руб. пеней с начисленными на указанную сумму процентами за период с 01.11.02г. по 25.05.06г. в сумме 134 715,71 руб., а также процентов, дополнительно начисленных с 26.05.06г. по день фактического возврата излишне взысканного налога (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 25.05.06г. требования общества удовлетворены.

Суд исходил из того, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2005 по делу N А32-19780/2002-23/563-2004-25/17-57/1119 признано недействительным требование налоговой инспекции от 10.10.2002 об уплате обществом 247870 рублей сельскохозяйственного налога за 2 квартал 2002 года и 35088 рублей пеней. Поэтому согласно статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации взысканные в бесспорном порядке налог и пени в сумме 282958 рублей подлежат возврату обществу с процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.

Постановлением ФАС СКО от 01.11.06г. отменено решение суда от 25.05.06г., дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что из материалов дела не видно, что судом при рассмотрении дела исследовался вопрос о наличии или отсутствии у общества задолженности по налогам и пеням, который имеет существенное значение для принятия решения о возврате налога с начисленными процентами. В решении суда также не содержится вывода по этому вопросу. При таких обстоятельствах решение о возврате излишне взысканной суммы сельскохозяйственного налога и пеней по требованию от 10.10.2002 N 596 с начисленными процентами подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение для выяснения вопроса о наличии у общества недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету.

При новом рассмотрении спора заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил предмет заявленных требований, просил обязать инспекцию возвратить путем произведения зачета заявителю суммы излишне взысканного сельскохозяйственного налога с процентами за период с 01.11.02г. по 17.04.08г. следующим образом: 146 260,2 руб. в счет текущей недоимки по ЕСН ПФ ФБ в сумме 146 260,2 руб.; 975 руб. в счет текущей недоимки по платежам в ФФОМС в сумме 975 руб.; 31 202,18 руб. в счет текущей недоимки по платежам в Фонд социального страхования РФ в сумме 31 202, 18 руб.; 34 127, 38 руб. в счет текущей недоимки по налогу на имущество в сумме 34 127,38 руб.; 13 765 руб. в счет текущей недоимки по платежам в Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 13 765 руб.; обязать инспекцию возвратить заявителю суммы излишне взысканного сельскохозяйственного налога с процентами за период с 01.11.02г. по 17.04.08г. следующим образом: 2 811,16 руб. из Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования; 258 393,03 руб. из местного бюджета; обязать инспекцию возвратить заявителю проценты на сумму 149 967, 74 руб., излишне взысканного сельскохозяйственного налога и пени, исчисляемые за период с 18.04.08г. по день фактического возврата указанных сумм, по ставке, равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Уточнение заявленных требований принято судом.

Решением суда от 17.04.08г. требования заявителя в части обязания инспекции возвратить обществу путем произведения зачета сумм излишне взысканного сельскохозяйственного налога с процентами за период с 01.11.02г. по 17.04.08г. следующим образом: 146 260,2 руб. в счет текущей недоимки по ЕСН ПФ ФБ в сумме 146 260,2 руб., 975 руб. в счет текущей недоимки по платежам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 975 руб., 31 202, 18 руб. в счет текущей недоимки по платежам в Фонд социального страхования РФ в сумме 31 202,18 руб., 34 127,38 руб. в счет текущей недоимки по налогу на имущество в сумме 34 127,38 руб.; 13 765 руб. в счет текущей недоимки по платежам в Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 13 765 руб. оставлены без рассмотрения, в остальной части заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что из представленного в материалы дела лицевого счета ЗАО "Мичурина-Трудобеликовский" по единому сельскохозяйственному налогу, уплачиваемому организациями следует, что по состоянию на 18.03.08г. у налогоплательщика имеется недоимка в размере 559 520,79 руб. Имеющаяся у заявителя переплата в размере 170 161,41 руб. не покрывает сумму недоимки. Таким образом, возврат заявителю излишне взысканной суммы единого сельскохозяйственного налога с начисленными процентами необоснован, ввиду наличия задолженности по налогам, что подтверждается Балансом расчетов на 18.04.08г. №27446 от 17.04.08г., данными налогового обязательства ЗАО "Мичурина-Трудобеликовский" по единому сельскохозяйственному налогу по состоянию на 18.03.08г. Порядок зачета или возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налога и пеней обязывает налогоплательщика предварительно (до обращения в суд) подать соответствующее заявление в налоговый орган. Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора в соответствии с п. 2 ст. 148 АПК РФ является основанием для оставления иска без рассмотрения. Заявление о зачете излишне взысканного сельскохозяйственного налога с процентами в счет погашения текущей недоимки по единому социальному налогу в сумме 146 260,20 руб., недоимки по платежам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 975 руб., недоимки по платежам в Фонд социального страхования РФ в сумме 31 202,18 руб., недоимки по налогу на имущество в сумме 34 127,38 руб., недоимки по платежам в Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 13 765 руб. в налоговый орган не подавалось. Поданное в налоговый орган заявление не содержит указания на вид налогов и их размер, в то время как, заявление о зачете налога должно содержать ряд сведений, необходимых для совершения указанных действий. Таким образом, уточненные требования заявителя в указанной части подлежат оставлению без рассмотрения.

Закрытое акционерное общество "Мичурина-Трудобеликовский" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило отменить судебный акт, заявленные уточненные требования удовлетворить.

По мнению подателя жалобы, с 2004г. общество не является плательщиком ЕСХН. Следовательно, размер налогового обязательства по данному виду налога не мог увеличиться после 2003г. Судом не учтены зачеты, произведенные 18.12.2003 в счет недоимки по ЕСХН: по заключению от 17.12.2003 № 675 — 495 740 руб., по заключению от 17.12.2003 № 676 — 429 166 руб., по заключению от 17.12.2003 № 677 — 475 094 руб. Эти же зачтенные суммы можно обнаружить в лицевом счете ЗАО на 18.03.2008, а также других документах налогового органа. Таким образом, к «сальдо по налогу» (-881 393 руб.) необходимо прибавить зачтенные 495 740 руб., 429 166 руб., 475 094 руб. и получить + 518 607 руб. (в пользу налогоплательщика). Данные лицевого счета на 18.03.2008, положенные в основу оспариваемого решения, уже имеются зачтенные суммы (495 740 руб., 429 166 руб., 475 094 руб.), однако другие уплаченные суммы отсутствуют. Следовательно, такой лицевой счет не отражает отношения сторон в полной мере. Справка о состоянии расчетов по налогам и сборам указывает на переплату по ЕСХН в сумме 1 092 882 руб. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам указывает на переплату по ЕСХН в сумме 1 524 872 руб. Выписка из лицевого счета указывает на переплату по ЕСХН в сумме 1 570 872 руб. Справка налогового органа указывает на переплату по ЕСХН в сумме 1 524 899 руб. В акте сверки указано, что по данным налогового органа переплата по ЕСХН составила 431 990 руб. (по результатам вычитания задолженности из переплаты), переплата по пени — 96 076 руб. (по результатам вычитания задолженности из переплаты). Что касается штрафов, то соответствующих решений суда не имеется. После ответа на досудебное обращение от 21.10.2005 задолженность по ЕСХН не могла возникнуть, так как ЗАО с 2004 перешло на общую систему налогообложения (не являлось плательщиком ЕСХН). Суд не учел, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне взысканных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Поэтому не имеется оснований для вывода о несоблюдении досудебного порядка, если налоговому органу было предложено возвратить излишне взысканный налог, при том, что имелась недоимка, подлежащая зачету.

Представитель общества, поддержал доводы жалобы, просил удовлетворить жалобу.

Представитель инспекции, поддержал отзыв на жалобу, просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба  подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция по результатам камеральной налоговой проверки приняла решение от 06.09.2002 N 174 о доначислении обществу единого сельскохозяйственного налога в сумме 247870 рублей и 35088 рублей пеней и выставила требование от 10.10.2002 N 596 об уплате этой суммы.

В связи с неисполнением требования налоговая инспекция 31.10.2002 взыскала в бесспорном порядке сумму налога и пеней, о чем свидетельствует выписка по счету налогоплательщика, предоставленная Краснодарским СБ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2005 по делу N А32-19780/2002-23/563-2004-25/17-57/1119, вступившим в законную силу, требование от 10.10.2002 N 596 об уплате налога и пеней признано недействительным.

На основании указанного решения суда общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 07.10.2005 о возврате /зачете/ излишне взысканных сумм налога и пени.

Письмом от 21.10.2005 N 08-83-3625 налоговая инспекция заявление налогоплательщика оставила без удовлетворения, указав, что признание недействительным требования не влечет прекращение обязанности по уплате налога.

Считая отказ неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании налоговой инспекции возвратить, зачесть излишне взысканную сумму налога и пеней с начисленными на нее процентами.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что факт неосновательного взыскания налоговым органом сельскохозяйственного налога на сумму 247870 рублей и 35088 рублей пеней подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2005 по делу N А32-19780/2002-23/563-2004-25/17-57/1119, которым признано, что начисление налога и пеней произведено неправомерно ввиду отсутствия обязанности общества по уплате данного налога.

Согласно ст.7 п.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Инспекция 31.10.2002 взыскала в бесспорном порядке спорную сумму налога и пеней, следовательно, подлежит применению статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей  до 01.01.07г.

Согласно статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

  Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Пунктом 4 этой же статьи установлено, что сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу n А32-9711/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также