Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 n 15АП-3336/2010 по делу n А32-34519/2009 По делу о признании незаконными действий уполномоченного органа по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, о признании не подлежащими применению сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельных участков.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2010 г. N 15АП-3336/2010
Дело N А32-34519/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.01.2010 г. по делу N А32-34519/2009
по заявлению закрытого акционерного общества "Армавирнефтепродукт"
к заинтересованному лицу Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Администрации Краснодарского края, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру
о признании незаконными действий,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
установил:
закрытое акционерное общество "Армавирнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю о признании незаконными действий Управления, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка площадью 15282 +/- 43 кв. м с кадастровым номером 23:38:010 2001:23 в размере 84 147 123,78 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5506,29 руб.;
- признании не подлежащими применению сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:010 2001:23 в размере 84 147 123,78 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5506,29 руб. с даты их внесения в указанный кадастр;
- признании незаконными действий Управления, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка площадью 65 998 +/- 90 кв. м с кадастровым номером 23:38:010 2001:16 в размере 359 022 520,20 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5 439,90 руб.;
- признании не подлежащими применению сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:010 2001:16 в размере 359 022 520,20 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5 439,90 руб. с даты их внесения в указанный кадастр;
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Армавиру.
Решением суда от 27.01.2010 г. заявленные требования удовлетворены полностью. Судебный акт мотивирован тем, что УФАКОН по Краснодарскому краю при расчете кадастровой стоимости земельных участков заявителя применило не опубликованный в установленном порядке нормативный акт.
Не согласившись с принятым решением, Администрация Краснодарского края обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, являются общедоступными, заявитель должен был узнать о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об оспариваемой кадастровой стоимости не позднее 01.03.2008 г., в связи с чем обществом пропущен предусмотренный статьей 198 АПК РФ срок для обращения в суд с настоящими требованиями. Администрация также указывает, что действующее законодательство предусматривает специальный порядок информирования населения о кадастровой стоимости земельных участков, законодатель не связывает вступление в законную силу правовых актов подобной тематики с истечением определенно срока с момента их опубликования в СМИ.
Доводы апелляционной жалобы поддержаны в отзыве на нее, направленном в суд Управлением Росреестра по Краснодарскому краю (правопреемником Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю), в котором Управление просит решение суда отменить, удовлетворить требования апелляционной жалобы.
ЗАО "Армавирнефтепродукт", Департамент имущественных отношений Краснодарского края, инспекция Федеральной налоговой службы по г. Армавиру отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не явились, от УФАКОН по Краснодарскому краю и ИФНС России по г. Армавиру поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, ходатайства удовлетворены, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие участвующих в нем лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу "Армавирнефтепродукт" на праве собственности принадлежат два земельных участка, расположенных по адресу Краснодарский край, г. Армавир, Северная промзона, а именно: участок площадью 15282 +/- 43 кв. м с кадастровым номером 23:38:010 2001:23, участок площадью 65 998 +/- 90 кв. м с кадастровым номером 23:38:010 2001:16.
В 2008 г. УФАКОН по Краснодарскому краю внесло в государственный земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости указанных участков в размере соответственно 84 147 123,78 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5506,29 руб. и в размере 359 022 520,20 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5 439,90 руб.
Полагая, что действия Управления по применению кадастровой стоимости, утвержденной вышеназванным распоряжением главы администрации, являются незаконными, ООО "Армавирнефтепродукт" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным, действий органов и должностных лиц незаконными являются одновременно несоответствие соответствующих актов и действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу (пункт 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Наличие данных оснований для удовлетворения требований общества "Армавирнефтепродукт" подтверждается материалами дела.
Пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством.
В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
Действия по определению кадастровой стоимости затрагивают права общества, которое заинтересовано в законно установленной кадастровой стоимости земельного участка, от которой зависит цена указанного участка и размер земельного налога (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), который бы подлежал уплате обществом, как собственником земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Таким образом, по смыслу приведенных норм, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Удельные показатели кадастровой стоимости земель установлены распоряжением главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Основным доводом общества "Армавирнефтепродукт", заявленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, является ссылка на необоснованность применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, указанного распоряжения.
Оценивая данный довод, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не могло применяться УФАКОН при определении размера кадастровой стоимости земельного участка заявителя ввиду несоблюдения установленной законом процедуры официального опубликования данного нормативного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 г. N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" (с изменениями) официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Распоряжение главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р как нормативный правовой акт опубликовано
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 n 15АП-3331/2010 по делу n А53-28664/2009 По делу об отмене решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара, об обязании осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей, перечисленных по платежному поручению.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также