Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 n 15АП-3417/2010 по делу n А32-50980/2009 По делу о признании незаконным и отмене приказа уполномоченного органа об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций открытого акционерного общества, признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2010 г. N 15АП-3417/2010
Дело N А32-50980/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2010 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Х. Тимченко
судей М.В. Ильиной, М.Н. Малыхиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.
при участии:
от заявителя: представитель Нечаева О.С., доверенность б/н от 29.10.2009 г. (в материалах дела, том 1, лист 122);
от заинтересованного лица: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 45909),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сочиавтотехобслуживание"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29 января 2010 года по делу N А32-50980/2009,
принятое в составе судьи Бабаевой О.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Сочиавтотехобслуживание"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе
о признании незаконным и отмене приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе N 18-09-319 от 28.09.2009 г. "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО "Сочиавтотехобслуживание" государственный регистрационный номер 1-02031103-В-003D от 08.05.2009 г., признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации
установил:
открытое акционерное общество "Сочиавтотехобслуживание" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе N 18- 09-319/пз-и от 28.09.2009 г. "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества Сочиавтотехобслуживание", государственный регистрационный номер 1-02-31103-E-003D от 08.05.2009, признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации".
Требования мотивированы тем, что, получив отчет на регистрацию и установив недостатки в представленных документах, региональная служба обязана была приостановить регистрацию и предложить заявителю устранить недостатки, и только при невыполнения указаний - отказать в регистрации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2010 г. в удовлетворении заявления ОАО "Сочиавтотехобслуживание" отказано. Суд указал, что ОАО "Сочиавтотехобслуживание" не представило в подтверждение одобрения сделок по приобретению акций, в которых имеется заинтересованность, решение общего собрания акционеров. Совет директоров общества правом одобрения сделок с заинтересованность не обладает. Общество для регистрации отчета представило протокол совета директоров от 16.07.2009 г. об одобрении сделок. Суд отклонил ссылку общества на необходимость приостановления регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций, указав, Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.12.1997 г. N 45, не предусматривает порядок устранения допущенных нарушений при размещении эмиссионных ценных бумаг.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Сочиавтотехобслуживание" обратилось с апелляционной жалобой, в которой привело следующие доводы для отмены решения суда первой инстанции.
Регистрирующий орган, установив при приеме документов, допущенные обществом нарушения, обязан был приостановить регистрацию отчета и предложить исправить нарушения. При неустранении нарушений регистрирующий орган вправе был отказать в регистрации отчета. Обязанность приостановить регистрацию указана в пункте 2.6.7 Стандарта эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н (далее - Стандарт) и в пункте 1.6 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 декабря 1997 г. N 45 (далее - Положение). Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов и электронных носителей в соответствии со Стандартами. Заявитель жалобы просит решение отменить, требования ОАО "Сочиавтотехобслуживание" - удовлетворить.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о рассмотрение спора, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело в отношении них рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:
принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных
бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Как следует из материалов дела, 21 января 2009 г. внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Сочиавтотехобслуживание" принято решение о дополнительном выпуске ценных бумаг - обыкновенных именных акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 рубль каждая, в количестве 300000 шт., способ размещения - закрытая подписка. Государственная регистрация выпуска осуществлена 08 мая 2009 г. с присвоением выпуску государственного регистрационного номера 1-02-31103-E-003D.
20 августа 2009 года общество представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе пакет документов для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, в том числе и копию выписки из протокола заседания Совета директоров от 16.07.2009 г. об одобрении сделок с заинтересованностью.
28 сентября 2009 года Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Прикубанском регионе издан Приказ N 18-09-319/пз-и "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества "Сочиавтотехобслуживание", государственный регистрационный номер 1-02-31103-Е-003D от 08.05.2009, признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации", в адрес общества направлено соответствующее уведомление N 18-09-МЛ-04-441 от 28.09.2009 г.
Регистрирующий орган сослался на нарушение обществом ст. 83 ФЗ "Об акционерных обществах", пункта 6.5.1 Стандарта эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н.
Основаниями для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций, признания выпуска несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации явились: нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации - одобрение сделки с заинтересованностью советом директором; письмо об уведомлении лиц, имевших преимущественное право, а также образец уведомления акционера, не заверены печатью эмитента; в письме, подтверждающем уведомление всех акционеров, имевших преимущественное право приобретения ценных бумаг, отсутствуют сведения о дате уведомления.
Общество считает, что в нарушение пункта 2.6.7. Стандарта эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг и пункта 1.6. Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, регистрирующий орган не принял в отношении общества решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг, что повлекло за собой незаконный отказ в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных акций открытого акционерного общества "Сочиавтотехобслуживание" и вынесение незаконного Приказа N 18-09-319/пз-и от 28.09.2009 г.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении заявления о признании приказа Регионального отделения ФСФР России от 28.09.2009 г. N 09-319/пз-и недействительным, необходимо исходить из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемого приказа закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя - ОАО "Сочиавтотехобслуживание" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2.6.6 Стандартов регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов и магнитных носителей в соответствии с данными Стандартами.
Согласно п. 6.5.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, для регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются копии протоколов (выписок из протоколов) собраний уполномоченного органа управления эмитента, принявшего решение об одобрении сделок по размещению ценных бумаг, в совершении которых имелась заинтересованность (в случае, если в ходе размещения ценных бумаг совершены сделки, в совершении которых имелась заинтересованность, и указанные сделки в соответствии с федеральными законами подлежали одобрению уполномоченным органом управления эмитента). В соответствии с п. 2.6.7 Стандартов, в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, а также в случае выявления иных устранимых нарушений регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения. Для исправления допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг.
Согласно п. 4 ст. 83 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение об одобрении сделки, в которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров, если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.
Из документов, представленных ОАО "Сочиавтотехобслуживание" для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных следует, что сделки с заинтересованностью были одобрены на заседании совета директоров эмитента от 16.07.2009.
Таким образом, общество нарушило требования пункта 6.5.1 "Стандартов..." и пункт 4 статьи 83 ФЗ "Об акционерных обществах", что давало право регистрирующему органу отказать в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций.
Общество считает вывод ФРСФР России об одобрении сделок с заинтересованностью только советом директоров ошибочным, указав, что сделки одобрены также общим собранием акционерного общества от 27.06.2009 г. Однако, к заявлению на регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг приложена копия выписки их протокола совета директоров от 16.07.2009 г., а не протокол собрания акционеров.
Довод заявителя жалобы о нарушении регистрирующим органом пунктов 2.6.7 Стандартов, пункта 1.6 Положения выразившихся не приостановлении регистрации отчета ценных бумаг отклонен.
Пунктом 2.4.10 Стандартов регистрирующему органу предоставлено право приостановить регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг для устранения нарушений, однако, указанный пункт имеет оговорку, согласно которой приостановление возможно при наличии нарушений, не требующих проведения общего собрания акционеров.
В данном случае допущенное обществом нарушение не могло быть устранено, поскольку требовало проведение общего собрания, регистрирующий орган не располагал сведениями о проведении собрания акционеров 27.06.2009 г., к заявлению о регистрации отчета, общество протокол общего собрания не представило, следовательно, не вправе считать необоснованным отказ в регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг. При этом, в жалобе общество признало, что в РО ФСФР России по Прикубанскому
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 n 15АП-3400/2010 по делу n А32-22084/2009 По делу о признании незаконными действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также