Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А32-4594/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-4594/2008-3/109

15 декабря 2008 г.                                                                            № 15АП-6556/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен          15 декабря 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Андреевой Е.В.

судей  Винокур И.Г.,  Шимбаревой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.

при участии:

от заявителя: Гладких Л.В., представитель по доверенности от 09.06.2008г. № 01-04/338

Светленко О.Е., представитель по доверенности от 31.07.2008г. № 01-04/449

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен (уведомление № 88734)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ИФНС России № 2 по г. Краснодару

на решение  Арбитражного суда Краснодарского края

от  22 июля 2008г. по делу № А32-4594/2008-3/109

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия

«Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ»

к заинтересованному лицу ИФНС России № 2 по г. Краснодару

о возврате переплаты

принятое в составе судьи Посаженникова М.В.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Краснодару (далее – налоговая инспекция) об обязании налоговой инспекции вернуть переплату налогов в размере 92 416,95  рублей, из них: в федеральный бюджет 9 938,26 рубля, в региональный бюджет 81 238,31 рубля, в местный бюджет 1 240,38 рубля (уточненные в порядке ст. 49 АПК требования (т.2, л.д.42-43)).

Решением суда от 22 июля  2008г.  налоговая инспекция обязана возвратить предприятию переплату налогов в общей сумме 85 442,95  руб., в том числе:

-  налог на воспроизводство  минерально-сырьевой  базы  в размере  994,01 руб.;

-     ЕСН в части взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 252 руб.;

-     ЕСН в части взноса в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 450,34 руб.;

-  пеня по ЕСН в части взноса в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 30, 06 руб.;

-  взнос в ФЗ в размере 1,16 руб.;

-  взнос в ФФМС в размере 220,02 руб.;

-  пеня по ЕСН в части взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,83 руб.;

-  ЕСН в части взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3,70 руб.;

-  штраф по НДФЛ в размере 11,14 руб.;

-  налог на имущество организаций в размере 25 702, 25 руб.;

-  пеня по налогу на имущество организаций в размере 1 837,78 руб.;

-  налог на пользователей автомобильных дорог в размере 53 649,78 руб.;

-  штраф по налогу на прибыль краевому в размере 9 руб.;

-  налог на владельцев транспортных средств в размере 33,50 руб.;

-  налог с продаж в размере 6 руб.;

-  налог на милицию в размере 175,84 руб.;

-  штраф по налогу на прибыль городскому в размере 33 руб.;

-  налог на рекламу в размере 192,52 руб.;

-  пеня по налогу на рекламу в размере 15,37 руб.;

-  налог с продаж за 2003 год в размере 2 руб.;

-  прочие местные налоги и сборы в размере 76,40 руб.;

-  прочие местные налоги и сборы в размере 23,93 руб.;

-  пеня по прочим местным налогам и сборам в размере 391,62 руб.;

-  пеня по сборам на нужды образования в размере 282,84 руб.;

-целевые сборы на содержание милиции в размере 46,86 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. Распределены расходы по оплате государственной пошлины.

Судебный акт мотивирован тем, что требования о возврате из бюджета излишне уплаченных налогов заявлены предприятием в пределах трехлетнего срока исковой давности с момента, когда предприятие узнало о наличии такой переплаты, в связи с чем довод налоговой инспекции о пропуске трехлетнего срока на обращение в суд неправомерен. Довод налогового органа о наличии у предприятия недоимки по налогам судом не принимается в связи с тем, что актом сверки расчетов наличие недоимки не подтверждено, напротив, из акта сверки следует, что по спорным эпизодам имеется переплата. Требования предприятия в части обязания налогового органа осуществить возврат переплаты по налогам в размере 85 442,95 руб. подлежат удовлетворению. Вместе с тем требование предприятия об обязании налогового органа вернуть переплату по НДФЛ в размере 6 974 руб. суд считает документально не подтвержденным, в акте сверки данная сумма не содержится.

В Пятнадцатый апелляционный арбитражный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22 июля 2008г. в части удовлетворения заявленных требований, отказать в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение оставить без изменения.

По мнению подателя жалобы, обжалуемый судебный акт незаконен и необоснован по следующим основаниям: судом первой инстанции необоснованно отклонен довод налоговой инспекции о том, что налогоплательщиком пропущен трехлетний срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогам, сборам и пеням, основания для его восстановления отсутствуют. Течение данного срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.  Неправомерен вывод суда  о том, что датой, когда предприятие узнало об имеющейся у него переплате по налогам, сборам и пеней штрафам, является 22.08.2007г., т.е. после получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 16.08.2007г. № 26362 по своему запросу, направленному в налоговую инспекцию в форме письма от 15.08.2007г. № 01-09/743.  О наличии переплаты налогоплательщик должен был узнать в момент перечисления им в бюджет налогов, сборов, пеней, штрафов, однако заявление о возврате подано в суд в марте 2008г., т.е. за пределами трехлетнего срока исковой давности обращения в суд с соответствующим заявлением.

В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит решение суда от 22 июля 2008г., оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, с апелляционной жалобой не согласно по следующим основаниям: доводы налоговой инспекции о пропуске трехлетнего срока заявлены необоснованно. Налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения факта, однако налоговой инспекцией таких сообщений направлено не было.

Законность и обоснованность судебного акта проверяется Пятнадцатым апелляционным арбитражным судом, в порядке установленном главой 34 АПК РФ.

Возражений о применении ч.5 ст.268 АПК РФ не поступило.

Судом получено ходатайство налоговой инспекции о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. Представитель предприятия не возражал. Протокольным определением суда ходатайство удовлетворено.

Представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда от 22 июля 2008г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприятие имеет статус юридического лица и состоит на налоговом учете в налоговой инспекции.

В связи с ликвидацией двух филиалов предприятия (в г. Новороссийске и г. Геленджике) предприятие письмом от 15.08.2008г. № 01-09/743 обратилось в налоговую инспекцию с просьбой о предоставлении сведений относительно состояния расчетов с бюджетом. Предприятие 22.08.2007г., получив из налоговой инспекции  справку № 26362 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.08.2007г., выявило переплату по налогам.

Письмами от 15.11.2007г. № 01-09/954, № 01-09/955 предприятие  обратилось  в налоговую инспекцию с заявлением о возврате суммы переплаты, однако налоговая инспекция письмами от 11.12.2007г. № 2103, № 2102, № 2104, № 2105, № 2106, № 2107, № 2108, № 2109, № 2110, № 2111, № 2112, № 2113, № 2114 отказала предприятию в возврате сумм переплат ввиду пропуска заявителем трехлетнего срока со дня уплаты налогов.

Предприятие, не согласившись с отказом налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

С учетом указанных положений ч. 5 ст. 268 АПК РФ предметом заявленных требований является законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований.

Из содержания  ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23, 45 НК РФ следует, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Из смысла п. 1 ст. 78 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Как видно из материалов дела, согласно акту совместной сверки расчетов по налогам сборам, пеням и штрафам от 25.06.2008 № 756 у предприятия имеется переплата в размере 85 442,95 рубля по следующим видам налогов:

-  налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 994,01 руб.;

-     ЕСН в части взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 252 руб.;

-     ЕСН в части взноса в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 450,34 руб.;

-   пеня по ЕСН в части взноса в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 30,06 руб.;

-   взнос в ФЗ в размере 1,16 руб.;

-   взнос в ФФМС в размере 220,02 руб.;

-   пеня по ЕСН в части взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,83 руб.;

- ЕСН в части взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3,70 руб.;

-  штраф по НДФЛ в размере 11,14 руб.;

-  налог на имущество организаций в размере 25 702,25 руб.;

-  пеня по налогу на имущество организаций в размере 1 837,78 руб.;

-  налог на пользователей автомобильных дорог в размере 53 649,78 руб.;

-  штраф по налогу на прибыль краевому в размере 9 руб.;

-  налог с владельцев транспортных средств в размере 33,50 руб.;

-  налог с продаж в размере 6 руб.;

-  налог на милицию в размере 175,84 руб.;

-  штраф по налогу на прибыль городскому в размере 33 руб.;

-  налог на рекламу в размере 192,52 руб.;

-  пеня по налогу на рекламу в размере 15,37 руб.;

-  налог с продаж за 2003 год в размере 2 руб.;

-  прочие местные налоги и сборы в размере 76,40 руб.;

-  прочие местные налоги и сборы в размере 23,93 руб.;

-  пеня по прочим налогам и сборам в размере 391,62 руб.;

-  пеня по сборам на нужды образования в размере 282,84 руб.;

-  целевые сборы на содержание милиции в размере 46,86 руб.

Налоговой инспекцией не оспаривается факт существования переплаты по вышеперечисленным налогам и сборам, однако она ссылается на пропуск предприятием трехлетнего срока со дня уплаты налога.

В силу п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А32-17618/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также