Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.01.2009 по делу n А32-16026/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-16026/2008-68/244

25 декабря 2008 г.                                                                              15АП-8115/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галова В.В.,

судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козьменко О.Г.,

при участии:

от заявителя: представителя Новоставской Дарьи Игоревны – доверенность от 27.02.2008 № 67-851/08-01.05,

от заинтересованного лица: представителя Плахотиной Елены Ивановны – доверенность от 18.03.2008 г. № 110,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 27 октября 2008 г. по делу № А32-16026/2008-68/244,

принятое судьей Шевченко А.Е.,

по заявлению Департамента строительства Краснодарского края

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю

при участии третьего лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления,

УСТАНОВИЛ:

Департамент строительства Краснодарского края (далее – Департамент строительства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее – Росрегистрация) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления Департамента строительства Краснодарского края на объект «Спорткомплекс школы-интерната в ст. Березанской» и обязании зарегистрировать право оперативного управления Департамента строительства Краснодарского края на объект «Спорткомплекс школы-интерната в ст. Березанской» на основании ранее представленных документов.

Заявленные требования мотивированы тем, что Департаментом строительства осуществлено строительство спорного объекта за счет средств краевого и муниципального бюджетов; 31.08.2007 г. зарегистрирована доля Краснодарского края в праве общей долевой собственности на объект в размере 999/1000; 20.03.2008 г. Департамент строительства обратился в Росрегистрацию с заявлением о регистрации права оперативного управления, однако 09.04.2008 г. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права по мотиву отсутствия решения собственника о закреплении объекта за Департаментом строительства, а 16.05.2008 г. Росрегистрацией принято решение об отказе в государственной регистрации права оперативного управления. Считая отказ в государственной регистрации права оперативного управления незаконным, Департамент обратился с настоящим заявлением.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – Департамент имущества).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 октября 2008 года (с учетом определения об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано тем, что Департамент строительства является заказчиком указанного объекта недвижимости, в силу чего на основании п. 2 ст. 299 и ст. 740 ГК РФ за ним должно быть зарегистрировано право оперативного управления на основании документов, подтверждающих факт создания объекта. Поскольку соответствующие документы были представлены - у Росрегистрации отсутствовали основания для отказа в регистрации права оперативного управления Департамента строительства.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Росрегистрация обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Апелляционная жалоба со ссылками на п. 1 ст. 299 ГК РФ и п. 2.2.5. приказа Департамента строительства Краснодарского края от 08.12.2006 г. № 194-ПР «Об утверждении положения о порядке взаимодействия Департамента строительства Краснодарского края при осуществлении функций единого государственного заказчика по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту объектов» мотивирована тем, что для регистрации права оперативного управления Департамента строительства необходим распорядительный акт собственника, который не был представлен.

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущества просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения; в отзыве на апелляционную жалобу Департамента строительства изложено содержание заявления о признании незаконным отказа Росрегистрации в государственной регистрации права оперативного управления.

В судебном заседании представитель Росрегистрации изложил содержание апелляционной жалобы, представитель Департамента строительства – отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную без удовлетворения.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 45 минут 19 декабря 2008 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда и на информационном стенде в здании суда. Департамент имущества уведомлен о перерыве факсимильным сообщением.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.03.2008 г. Департамент строительства обратился с заявлением о государственной регистрации права оперативного управление на вновь созданное нежилое здание, общей площадью 833,6 кв.м. с условным номером 23-23-41/026/2007-373, расположенное по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, ст-ца Березанская, ул. Пионерская, 1 (расписка в получении документов на государственную регистрацию от 20.03.2008 г. – т. 1 л.д. 54).

09.04.2008 г. Росрегистрация приостановила государственную регистрацию права на срок до 08.05.2008 г. по мотиву отсутствия решения собственника о закреплении за Департаментом строительства указанного недвижимого имущества, а также документов, подтверждающих передачу имущества (акта приема-передачи) (уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.04.2008 г. исх. № 41/010/2008-052, № 58-03/881 – т. 1 л.д. 53).

16.05.2008 г. Департамент строительства представил письмо Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.05.2008 г. № 52-5988/08-24.13 (расписка в получении документов на государственную регистрацию от 16.05.2008 г. – т. 1 л.д. 48). Из текста письма от 06.05.2008 г. № 52-5988/08-24.13 следует, что, по мнению Департамента имущества, право оперативного управления Департамента строительства возникло в силу создания объекта недвижимости и на основании п. 2 ст. 299 ГК РФ, в связи с чем распоряжение собственника имущества о передаче указанного объекта в оперативное управление не требуется и не будет предоставлено (т. 1 л.д. 50-51).

В тот же день, 16.05.2008 г. Росрегистрация направила Департаменту строительства сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество за исходящим номером № 41/010/2008-052, № 58-03/1288, мотивированное непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права (т. 1 л.д. 46-47).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.03.2008 г. № 06-61-1363 Департамент строительства является государственным учреждением, в связи с чем может обладать имуществом на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Департаментом строительства представлены в Выселковский отдел Росрегистрации документы, подтверждающие факт создания объекта заявителем (расписка в получении документов на государственную регистрацию от 20.03.2008 г. – т. 1 л.д. 54).

В соответствии с актом от 08.12.2003 г. приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденным распоряжением главы администрации Краснодарского края от 09.02.2004 г. № 124-р (т. 1 л.д. 61-63), заказчиком (застройщиком) объекта выступал Департамент строительства.

Согласно соглашению об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на здание от 15.11.2006 г., указанный объект находится в долевой собственности Краснодарского края (размер доли - 999/1000) и муниципального образования Выселковский район (размер доли - 1/1000) (т. 1 л.д. 65).

Указанные документы послужили основанием для регистрации права общей долевой собственности (свидетельство о государственной регистрации права 23АД № 059430 от 31.08.2007 г. – т. 1 л.д. 64).

Таким образом, Росрегистрации были представлены документы, свидетельствующие о создании здания Департаментом строительства и вводе его в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах у Росрегистрации не было оснований, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для отказа в государственной регистрации права оперативного управления на 999/1000 долей указанного объекта.

Ссылка Росрегистрации на п. 1 ст. 299 ГК РФ основана на неверном толковании Росрегистрацией норм материального права, поскольку положения п. 1 ст. 299 ГК РФ предусматривают основания возникновения права оперативного управления в случае передачи имущества учреждению собственником. В иных случаях, право оперативного управления учреждения возникает на основании отсылочной нормы п. 2 ст. 299 ГК РФ.

Судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки Росрегистрации на положения приказа Департамента строительства Краснодарского края от 08.12.2006 г. № 194-ПР «Об утверждении положения о порядке взаимодействия Департамента строительства Краснодарского края при осуществлении функций единого государственного заказчика по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту объектов».

В соответствии со ст. 3 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не относятся к источникам права, регулирующим порядок и основания возникновения гражданских прав.

Кроме того, как следует из содержания названного приказа, он регулирует порядок передачи прав на объект эксплуатирующей организации, для которой создается объект недвижимости, что не исключает регистрацию права оперативного управления собственно за застройщиком (Департаментом строительства).

Поскольку отказ в государственной регистрации права оперативного управления Департамента строительства противоречит требованиям ст. 20, 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы возлагаются на Росрегистрацию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 октября 2008 г. по делу № А32-16026/2008-68/244 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                           В.В. Галов

Судьи                                                                                             О.Г. Ломидзе

М.Н. Малыхина

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2009 по делу n А32-14652/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также