Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу n А53-3402/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-3402/2013

26 ноября 2013 года                                                                          15АП-17110/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пономаревой И.В.,

судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.,

при участии:

от Комитета по управлению имуществом г. Таганрога: представитель не явился, извещен;

от Правительства Ростовской области: представитель Лавронова Е.А., удостоверение, по доверенности  от 01.10.2013;

от общества с ограниченной ответственностью "Слава 2": представитель не явился, извещено;

от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области": представитель не явился, извещено;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом г. Таганрога и Правительства Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 09 сентября 2013 года по делу № А53-3402/2013

по иску общества с ограниченной ответственностью "Слава 2"

к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области"

при участии третьих лиц:

- Правительства Ростовской области;

- Комитета по управлению имуществом г. Таганрога

об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

принятое в составе судьи Смольковой А.В.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Слава 2» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному  учреждению  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра  и  картографии  по  Ростовской  области  (далее  –  ответчик)  об  установлении  кадастровой  стоимости  земельного  участка  с кадастровым  номером  61:58:0005283:27,  площадью  3  818  кв.м.,  расположенного  по адресу:  Ростовская  область,  г.  Таганрог,  Мариупольское  шоссе,  50-27,  равной  его рыночной стоимости, в размере 2 031 176 рублей (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2013 исковые требования удовлетворены полностью, установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 3 818 кв.м. с кадастровым номером 61:58:0005283:27, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Мариупольское шоссе, 50-27, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования в целях эксплуатации зернохранилища, равной его рыночной стоимости в размере 2 031 176 рублей.   Федеральное  государственное  бюджетное  учреждение  «Федеральная кадастровая  палата  Федеральной  службы  государственной  регистрации,  кадастра  и картографии» обязано внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка площадью 3 818 кв.м. с кадастровым номером 61:58:0005283:27, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Мариупольское шоссе, 50-27, категория  земель  –  земли  населенных  пунктов,  разрешенное  использование  –  для использования в целях эксплуатации зернохранилища, в размере 2 031 176 рублей в качестве кадастровой стоимости данного участка.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога и Правительство Ростовской области обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба Правительства Ростовской области мотивирована следующим. Вывод эксперта является необоснованным, не подтвержденным материалами исследования, полученным с процессуальными нарушениями и нарушениями теории и практики судебно-экспертной деятельности и оценочной деятельности.

Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом г. Таганрога сводятся к тому, что экспертом использован лишь один метод, объекты-аналоги не сопоставимы по площади, но корректировка на площадь не сделана; существенное значение для рассмотрение дела имеет определение рыночной стоимости земельного участка не на момент проведения государственной кадастровой оценки земель (на 01.01.2007), а на момент разрешения спора, в связи с чем дата оценки земельного участка судом определена не верно.

В судебном заседании 20.11.2013  ООО "Слава 2", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области", Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в порядке, определенном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия ООО "Слава 2", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области", Комитета по управлению имуществом г. Таганрога.

Представитель Правительства Ростовской области поддержал доводы совей апелляционной жалобы, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Правительства Ростовской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Слава  2»  является  арендатором  земельного  участка  с  кадастровым  номером 61:58:0005283:27,  расположенного  по  адресу:  Ростовская  область,  г.  Таганрог, Мариупольское шоссе, 50-27, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования в целях эксплуатации зернохранилища, на основании договора аренды № 12-341 находящегося в государственной собственности земельного участка от 27.09.2012, заключенного сроком до 21.08.2037.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается отметкой регистрационного органа от 17.10.2012.

Кадастровая  стоимость  земельного  участка  с  кадастровым  номером 61:58:0005283:27,  составляет  7  795  706  руб.  94  коп.  Изложенные  сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 12.07.2012 № 61/001/12-330482.

Истец,  указывая,  что  кадастровая  стоимость  земельного  участка  значительно завышена, что в свою очередь является нарушением его прав как плательщика арендной платы, обратился в суд с иском.

Согласно  позиции  Высшего  Арбитражного  суд  российской  Федерации, изложенной  в  постановлении  Президиума  ВАС  РФ  от  28.06.2011  года  №  913/11, законодатель не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является.

Таким  образом,  для  удовлетворения  требований  заинтересованного  лица  об установлении  кадастровой  стоимости  в  размере  доказанной  им  рыночной  стоимости земельного  участка  суду  нет  необходимости  проверять  достоверность  результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.

По существу, предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости. Так как в данном случае какие-либо  незаконные  действия  (бездействия)  государственных  или  муниципальных органов, оспаривание которых могло бы привести к такому результату, которого желает истец,  отсутствуют,  Президиум  Высшего  Арбитражного  суда  Российской  Федерации приходит  к  выводу,  что  данное  требование  носит  исковой  характер  и  подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.    

Истец,  заявив  требования  по  настоящему  делу,  ссылается  на  несоответствие определенной  в  установленном  порядке  и  внесенной  в  государственный  кадастр недвижимости  кадастровой  стоимости  спорного  земельного  участка  его  рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения арендной платы, исходя  из  кадастровой  стоимости  земельного  участка,  является  нарушением  прав общества с ограниченной ответственностью, как арендатора спорных земельных участков и плательщика арендной платы по договору.

Частью 3 статьи 20 Закона о кадастре, в числе лиц, имеющих право на обращение с заявлением  об  учете  изменений  объектов  недвижимости,  называет  применительно  к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, -  лиц,  которым  земельный  участок  предоставлен  на  праве  пожизненного  владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды на основании договора, заключенного на срок более пяти лет.

Арендодателем  земельного  участка  с  кадастровым  номером  61:58:0005283:27, переданного  обществу  на  основании  договора  аренды  №  12-341  находящегося  в государственной  собственности  земельного  участка  от  27.09.2012  года  является Департамент имущественно – земельных отношений города Ростова-на-Дону. Как следует из  кадастрового  паспорта  от  12.07.2012     №  61/001/12-330482,  спорный  участок является земельным участком, собственность на который не разграничена Согласно абзацам 2 и 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ  «О  введении  в  действие  Земельного  кодекса  Российской  Федерации» распоряжение  земельными  участками,  государственная  собственность  на  которые  не разграничена,  осуществляется  органами  местного  самоуправления  муниципальных районов,  городских  округов.  Распоряжение  земельными  участками,  государственная собственность  на  которые  не  разграничена,  в  поселениях,  являющихся административными  центрами  (столицами)  субъектов  Российской  Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими  земельными  участками  осуществляется  исполнительными  органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, спорный земельный участок находится в распоряжении органов местного самоуправления.

Права  общества,  нарушенные  несоответствием  внесенной  в  государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости,  могут  быть  защищены  лишь  посредством  внесения  изменений  в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством. 

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения  рыночной  стоимости  земельного  участка  кадастровая  стоимость  этого земельного  участка  устанавливается  равной  его  рыночной.  Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном  нормативными  правовыми  актами,  но  и  установление  рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»  результаты определения кадастровой стоимости  могут  быть  оспорены  в  суде  или  комиссии  по  рассмотрению  споров  о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Исходя  из  пункта  5  Правил  проведения  государственной  кадастровой  оценки земель,  утвержденных  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 08.04.2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании  статистического  анализа  рыночных  цен  и  иной  информации  об  объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно  пункту  8  Правил  проведения  государственной  кадастровой  оценки земель в процессе государственной кадастровой оценке земель проводится оценочное зонирование территорий. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

В соответствии с постановлением главы администрации Ростовской области от 25.04.2008 года № 163 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.

Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель,  утвержденных  постановлением  Правительства  от  08.04.2000  года  №  316, Управление Роснедвижимости по Ростовской области был заключен государственный контракт  от  20.04.2007  года  №  2  на  выполнение  работ  по  государственной  оценке земельных участков с ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице филиала.

Законодательство, 

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу n А32-15907/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также