Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу n А53-4196/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-4196/2013

13 декабря 2013 года                                                                         15АП-13369/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Сулименко Н.В.

судей И.Г. Винокур, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ароян А.У.

при участии:

от ОАО «РЖД» - представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2012,

от ЗАО "Гуковпогрузтранс" – представитель Гончарова Т.И. по доверенности от 17.05.2013, представитель Трегубов А.В. по доверенности от 26.04.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Гуковпогрузтранс"

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2013 по делу № А53-4196/2013,

принятое судьей Авдеевым В.Н.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу «Гуковпогрузтранс» о взыскании договорной платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 1 375 896,05 руб.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2013 с закрытого акционерного общества «Гуковпогрузтранс» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» взыскано 1 402 655,01 руб., из которых: 1 375 896,05 руб. - договорная плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, 26 758,96 руб. – расходы по уплате государственной пошлины.

Решение мотивировано тем, что договором, заключенным между сторонами, предусмотрена плата за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя. Ответчик не обеспечил приемку вагонов на путях необщего пользования ввиду занятости фронта погрузки-выгорузки, поэтому железная дорога правомерно начислила плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования.   

Закрытое акционерное общество "Гуковпогрузтранс" обжаловало решение  суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, отказать истцу в удовлетворении требования.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции дал ненадлежащую правовую оценку имеющихся в деле документов. В апелляционной жалобе указано, что железная дорога не представила доказательства занятости приемо-отправочных путей № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8 и не опровергла вместимость данных путей, поэтому истец необоснованно задержал поезда в пути следования и начислил ответчику плату за пользование путями общего пользования.

В апелляционной жалобе указано, что в железнодорожных накладных отсутствует отметка о составлении акта общей формы, поэтому документально не подтвержден факт задержки поездов в пути следования.  

Апелляционная жалоба содержит довод о том, что истом ненадлежащим образом оформлены акты общей формы; не оформлены накопительные ведомости; сведения о составлении актов общей формы не внесены в ведомости подачи и уборки вагонов. Железная дорога необоснованно начислила ответчику плату за задержку вагонов, поступивших в адрес других контрагентов.      

В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество «Российские железные дороги» просит оставить обжалованный судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения; считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам права.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, правовые позиции по спору поддержали. 

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02,12.2013 объявлялся перерыв до 9 часов 55 минут 11.12.2013. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор № 115/9 от 01.07.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Гуковпогрузтранс» при станции Гуково СКЖД, договор на организацию расчетов от 30.07.2009 № 3902/07-09 и дополнительное соглашение № 1/р от 15.02.2012 к договору на организацию расчетов.

Согласно условиям договора № 115/9 от 01.07.2012 ОАО «Гукопогрузтранс» осуществляет погрузку, выгрузку грузов на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования. В соответствии с пунктом 16 договора № 115/9 (в редакции протокола урегулирования разногласий от 17.07.2012) на подъездном пути, принадлежащем ответчику, осуществляют прием и отправление грузов ряд организаций, в том числе: ООО «Южтранс», ОАО «Русский уголь», ЗАО «Русский уголь». Условиями договора № 115/9 установлен перечень контрагентов ответчика, которые осуществляют работу на условиях договора № 115/9.

Согласно пункту 5.6 договора № 115/9 уведомление о подаче вагонов на путь необщего пользования передается приемосдатчику ЗАО «Гуковпогрзутранс». В соответствии с пунктом 7 договора № 115/9 перевозчик своим локомотивом подает вагоны на один из выставочных путей, дальнейшее продвижение вагонов осуществляется локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки выгрузки. Согласно пункту 9 договора № 115/9 максимальная длина состава при уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования не должна превышать 50 вагонов. Таким образом, максимальная вместимость выставочных путей составляет 50 вагонов.

Согласно пункту 8 договора вагоны подаются в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, то есть, партиями не более 50 вагонов. Пунктом 13 договора установлен технологический срок оборота вагонов, который составляет 9,6 часов на партию из 50 вагонов, то есть, технологический срок оборота вагона составляет 12 минут на один вагон. Погрузку, выгрузку 50 вагонов ответчик должен осуществлять в среднем за 10 часов, следовательно, в сутки, при соблюдении технологических норм, ответчик должен выгружать 110 вагонов, что и закреплено в пункте 15 договора № 115/9.

В договоре № 115/9 отсутствует условие о том, что контрагенты ответчика осуществляют работу на путях ЗАО «Гуковпогрузтранс» с самостоятельным расчетом с перевозчиком за дополнительные услуги, поэтому уведомление о подаче всех вагонов, как прибывших в адрес ответчика, так и в адрес его контрагентов, передается приемосдатчику - ЗАО «Гуковпогрузтранс», расстановка вагонов к местам погрузки выгрузки осуществляется локомотивом ответчика, ЗАО «Гуковпогрузтранс» несет перед перевозчиком ответственность за ненадлежащее выполнение условий договора № 115/9 своими контрагентами так же, как если бы условия договора были не выполнены им самим.

Пунктом 2.1.11 дополнительного соглашения № 1/р от 15.02.2012 к договору на организацию расчетов предусмотрено, что в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронта погрузки-выгрузки) и другие причины), ОАО «РЖД» взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении № 3 к договору.

Из обстоятельств дела следует, что в результате невыполнения срока оборота вагонов на принадлежащем ЗАО «Гуковпогрузтранс» пути, поезд М 3532 индекс поезда 5800-661-5804 и поезд № 3542 индекс поезда 5800-659-5804, следовавшие в адрес ответчика, были задержаны в пути следования. За время задержки вагонов в составе брошенных поездов начислена договорная плата, установленная пунктом 2.1.11 дополнительного соглашения № 1/р от 15.02.2012 к договору на организацию расчетов от 30.07.2009 № 3902/07-09, рассчитанная по фиксированным ставкам, установленным в приложении № 3 к дополнительному соглашению № 1/р. в сумме 1 375 896,05 руб.

Поскольку ответчиком задолженность не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требование истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из нижеследующего.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» открытое акционерное общество «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.

Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.

Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.

На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Из обстоятельств дела следует, что в пункте 2.1.11 Дополнительного соглашения от 15.02.2012 № №1/р к договору от 30.07.2009 № 3902/07-09 стороны согласовали начисление платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

В соответствии с нормами статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов.

Таким образом, договором № 115/9 и норами статьи 401 ГК РФ на ответчика возложена обязанность по внесению платы за время нахождения вагонов на промежуточных станциях по причине неприема поезда станцией назначения Гуково из-за невыполнения срока оборота вагонов на пути необщего пользования, принадлежащем ЗАО «Гуковпогрузтранс».

Из материалов дела следует, что общий период бросания поездов составил с 16 по 27 января 2013 г. Истцом представлены доказательства того, что в данный период на путях ответчика существенно нарушались технологические сроки оборота вагонов: вагоны находились под грузовой операцией вместо установленных договором 9,6 часов до 398 часов, что составляет 16 суток.

Несоблюдение технологических норм на погрузку выгрузку подтверждается ведомостями подачи уборки вагонов № 014060, 014061, 014062, 014063, 014064, 014065, 014069, 015081, 015079, 015075, 015082, 015084, 015085, 015076, 015078, 015070, 015071, 015077, 016092, 016096, 016087, 025153, 015083, 015086, 015072, 015074, в которых отражено время нахождения каждого вагона под грузовой операцией.

Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования перевозчику предоставлено право в случае невыполнения грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования технологических

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу n А32-12778/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также