Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу n А32-3251/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-3251/2008-58/54

11 января 2009 г.                                                                                15АП-5878/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 января 2009 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесова Ю.И.

судей Т.Г. Гуденица, Т.И. Ткаченко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии:

от ООО «Русичи»: Дружбин Валерий Иванович (удостоверение №1668 от 18.03.2003г.) по доверенности от 10.02.2008г.,

от МИ ФНС №7 по КК: Бойко Виктор Михайлович (паспорт № 03 03 175618, выдан ОПВС ОВД Адлерского района г. Сочи КК 16.07.2002г.) по доверенности №05-08/94 от 24.10.2008г., Щербина Владислав Алексеевич (удостоверение УР №251380, действительно до 31.12.2009г.) по доверенности от 06.08.2008г. №05-18/07747,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Русичи»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 18 июля 2008г. по делу № А32-3251/2008-58/54

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русичи» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю о возврате из бюджета налога на землю, принятое судьей Шкира Д.М.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Русичи» (далее – ООО «Русичи») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю (далее – МИ ФНС №7 по КК) о признании незаконным бездействия по принятию решению о возврате излишне уплаченного земельного налога в 2006-2007г.г. и обязании МИ ФНС №7 по КК возвратить ООО «Русичи» излишне уплаченный земельный налог в сумме 10878357,59 рублей.

Решением суда от 18 июля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что обществом по настоящему делу не оспаривался факт доведения до сведения налогоплательщика результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, находящегося на праве бессрочного (постоянного) пользования у общества. На момент опубликования Решение Городского Собрания Сочи от 21.11.2005г. №348 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи» печатный орган «Новости Сочи» являлся уполномоченным  печатным органом по официальному опубликованию нормативных правовых актов. Таким образом, общество является плательщиком земельного налога по предоставленному в бессрочное (постоянное) пользование земельному участку и обязано исчислять и уплачивать земельный налог, в том числе и за 2006-2007г.г. на основании Постановления главы г. Сочи от 29.11.2002г. №715 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Сочи» которым были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам функционального использования в городской черте города Сочи и Решения Городского собрания Сочи от 21.11.2005г. №348 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи», которым введен земельный налог и утверждено Положение о земельном налоге, которым были определены ставки земельного налога, порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансовых платежей, налоговые льготы. Следовательно, у общества не возникала излишняя уплата налога на землю и у налогового органа отсутствует обязанность по возврату уплаченного обществом налога на землю за 2006г. и авансовых платежей за девять месяцев 2007г.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Русичи» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение, ссылаясь на то, что Постановление главы города Сочи от 29.11.2002г. №715 не подлежит применению в спорных правоотношениях в силу противоречия этого нормативного акта иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, у общества отсутствовали законные основания для исчисления налоговой базы по земельному налогу в 2006-2007г.г. и отсутствовала обязанность по уплате земельного налога в 2006-2007г.г. Решение №43 от 31.01.05г. Городского Собрания Сочи о внесении дополнений в Решение от 27.04.04г. №59 не вступило в законную силу, поскольку не было официально опубликовано. Следовательно, печатное издание «Новости Сочи» нельзя отнести к уполномоченным печатным органам для официального опубликования нормативных актов Городского Собрания Сочи.  Решение Городского Собрания Сочи «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи» от 21.11.2005г. №348 также официально не опубликовано, не вступило в законную силу и не подлежит применению, поскольку не было официально опубликовано в уполномоченных печатных органах для официального опубликования нормативных актов Городского Собрания Сочи, определенных Решением Городского Собрания Сочи от 27.04.2004г. №59. Таким образом, на территории муниципального образования города Сочи земельный налог в 2006-2007г.г. был установлен в нарушение установленного законодательством РФ порядка, а потому на общество не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога в 2006-2007г.г. У налоговой инспекции нет законных оснований для невозврата излишне уплаченного земельного налога.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Русичи» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.

Представители МИ ФНС №7 по КК в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ООО «Русичи» имеет на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 1,5га, предоставленный для строительства торгово-культурного центра по ул. Несебрской в Центральном районе г. Сочи.

Согласно представленным в налоговый орган обществом «Русичи» налоговым декларациям обществом был исчислен и уплачен в бюджет земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 23:49:02 04 025:00007 за 2006 год в общей сумме 6438337 руб., а также авансовые платежи за 3, 6, 9 месяцев 2007г. в общей сумме 4828752руб. Уплата земельного налога подтверждена представленными в материалы дела платежными поручениями №4 от 31.10.06г., №4 от 19.10.07г., №3 от 16.10.07г.

В ноябре-декабре 2007г. ООО «Русичи» в налоговый орган были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на землю за три, шесть, девять месяцев и 2006 год, за три, шесть, девять месяцев 2007г., в которых общество указало суммы подлежащего уплате налога на землю равные 0 (нулю).

Считая, что в спорный период в г. Сочи отсутствовали утвержденные в установленном порядке удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам функционального использования и соответственно отсутствуют основания для исчисления налога, ООО «Русичи» обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога и пени в общем размере 11331980 руб.

МИ ФНС №7 по Краснодарскому краю не был осуществлен возврат уплаченных сумм налога, в связи с чем, считая действия налоговой инспекции незаконными, ООО «Русичи» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО «Русичи».

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Согласно п.п. 1-3, 5, 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Пунктом 6 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Пунктом 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации  установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Как установлено судом первой инстанции, у ООО «Русичи» на праве постоянного (бессрочного) пользования находится земельный участок площадью 1,51 га, предоставленный для строительства торгово-культурного центра по ул. Несебрского в Центральном районе г. Сочи. Данный факт не отрицается обществом «Русичи» и подтверждается Государственным актом КК-2 №426001694.

Таким образом, ООО «Русичи» в силу действующего законодательства является плательщиком налога на землю и обязано уплачивать законно установленный налог.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2004г. №141-ФЗ, действовавшее в спорный период) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила проведения государственного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу n А32-4852/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также