Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А32-23029/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                дело № А32-23029/2008-4/351-34аж

19 января 2009 г.                                                                                   15АП-8575/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.

при участии:

от заявителя: юрисконсульта Арабаджийской Софье Константиновне (доверенность от 05.11.08г., № 132/08);

от заинтересованного лица: старшего государственного таможенного инспектора Мищенко М.А. (доверенность от 24.12.08г., № 04-17/25766, сроком до 31.12.09г., удостоверение № 181617);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кубань"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 ноября 2008г. по делу № А32-23029/2008-4/351-34аж

по заявлению закрытого акционерного общество "РОСТЭК-Кубань"

к заинтересованному лицу Краснодарской таможни

о признании незаконным и отмене постановления № 10309000-777/2008 от 13.10.08г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,

принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Ростэк-Кубань» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее – таможня) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.10.08г. № 10309000-777/2008 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Решением суда от 18.11.08г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не воспользовалось предоставленными ему законом правами при декларировании товара (осмотреть и определить качественные характеристики товара с целью достоверного описания его и заявления кода ТН ВЭД). Таким образом, в действиях общества, являющегося таможенным брокером, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению не имеют реальной возможности проверять работу каких-либо организаций или учреждений, санитарных или фумигационных. Кроме того, специалист по таможенному оформлению не обладает и не должен обладать специальными экспертными познаниями, позволяющими идентифицировать дезинфекционное средство. Таким образом, общество полагает, что таможенным брокером были приняты все возможные и достаточные меры для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных ТК РФ.

Таможня в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.

Представитель таможни возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и таможни, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.08.08г. на таможенном посту «Белореченский» Краснодарской таможни обществом подана к таможенному оформлению в режиме экспорта ГТД № 10309020/200808/0001037. Оформляемый товар представлял собой лесоматериалы круглые, из древесины породы тополь, обработанные пентахлорфенолом для длительного хранения (Фумигационный сертификат № 47 от 19.08.08) – код ТН ВЭД 4403100009 (ставка экспортной пошлины 0%). Отправителем товара является ООО «Исток-лес».

В ходе таможенного оформления проведён таможенный досмотр товара, о чём составлен акт таможенного досмотра № 10309020/210808/000189, в ходе которого осуществлён отбор проб и образцов товара (акт взятия проб и образцов товара № 10309020/210808/0006), вынесено постановление о назначении экспертизы с целью определения породы древесины, наличие обработки краской, травителями, креозотом или иными консервантами древесины.

По результатам проведённой экспертизы установлено, что товар, заявленный в гр. 31 ГТД № 10309020/200808/0001037 является круглым неокоренным лесоматериалом из древесины тополя; представленный на исследование товар не обработан пентахлорфенолом или другими веществами для длительного хранения.

В соответствии с пояснениями к ТН ВЭД России отсутствие обработки древесины является определяющим признаком при определении классификационного кода в пределах товарной позиции 4403. С учётом результатов экспертного исследования товар необходимо классифицировать в подсубпозиции ТН ВЭД России 4403991000 (экспортная пошлина составляет менее 10%, но не менее 5 евро за один кубический метр товара). В соответствии с расчётом сумма доначисленных таможенных платежей составила 11346, 57 руб.

24.09.08г. в адрес общества таможней направлено письмо от № 24-15/456 о явке законного представителя на составление протокола об административном правонарушении, назначенного на 13.10.08г. в 15 час. 00 мин.

26.09.08г. таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 10309000-777/2008 по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В адрес общества направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 13.10.08г. в 15 час. 00 мин., полученное обществом 10.10.08г.

13.10.08г. таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10309000-777/2008, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере ½ (одной второй) суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в сумме 5673,29 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет соблюдение установленного порядка  привлечения к ответственности.

В соответствии с п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Судом первой инстанции правильно установлено, что протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением ы действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путём заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным либо таможенным брокером (представителем) (гл. 15 ТК РФ) по выбору декларанта.

Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения образует факт заявления недостоверных сведений о товаре. К основным сведениям о товаре, которые надлежит указывать в таможенной декларации п. 4 ч. 3 ст. 124 ТК РФ относит наименование, описание товара и его классификационный код по ТН ВЭД.

Как верно установлено судом первой инстанции, неправильное указание обществом в ГТД кода по ТН ВЭД повлекло занижение таможенных платежей в размере 11346,57 рублей.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что общество, заявив в ГТД недостоверные сведения о коде товара, повлекшее занижение таможенных платежей, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Довод общества о том, что им были предприняты все возможные и достаточные меры для обеспечения выполнения обязанности, предусмотренной ст. 143, 144 ТК РФ, что является доказательством отсутствия вины судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду того, что отсутствие в действиях общества прямого умысла не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Закон не закрепляет, что предусмотренные ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ противоправное деяние должно быть совершено умышлено и предусматривает ответственность не за совершение действий, направленных на занижение размера подлежащих уплате таможенных платежей, а за заявление сведений, объективно создающих предпосылки для наступления таких последствий. Характер же заявляемых сведений определяет объективную, а не субъективную сторону.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру.

Согласно ч. 5 ст. 144 ТК РФ обязанности таможенного брокера перед таможенными органами не могут быть ограничены договором поручения с представляемым лицом, то есть, заключая с представляемым лицом договор поручения, таможенный брокер берёт на себя обязательства не только по заполнению бланка грузовой таможенной декларации, ограничиваясь представленными ему документами и сведениями, но и по выполнению всех сопутствующих таможенному оформлению правил и норм действующего законодательства.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ, таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей).

Реестр таможенных брокеров (далее - Реестр) ведётся Федеральной таможенной службой.

Согласно п.1 ст. 140 ТК РФ, одним из обязательных условий включения в этот реестр является наличие в штате организации, претендующей на статус таможенного брокера, не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат.

В ст. 146 ТК РФ указано, что специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя).

В силу ст. 147 ТК РФ физические лица, претендующие на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, в обязательном порядке должны проходить аттестацию - проверку на соответствие квалификационным требованиям, которая проводится  в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению выдает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом.

Порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом к сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, отвечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Квалификационные экзамены принимаются таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (п.2 ст. 147 ТК РФ).

Каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в объеме 40 академических часов. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности (п.3 ст. 140 ТК РФ).

Непосредственно порядок аттестации специалистов по таможенному оформлению утверждён Приказом ГТК РФ от 6.02.04г. № 160 (далее - Порядок).

Согласно

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А32-17281/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также