Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 n 15АП-2859/2010 по делу n А32-45250/2009-28/1041 По делу о взыскании задолженности по арендной плате, пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2010 г. N 15АП-2859/2010
Дело N А32-45250/2009-28/1041
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2010 по делу N А32-45250/2009-28/1041,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
по иску Управления имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа
к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-практический центр "Экономика", г. Анапа
о взыскании 97575,09 руб. задолженности по арендной плате и пени
установил:
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-практический центр "Экономика" (далее ООО "НПП "Экономика") о взыскании 67643,23 руб. задолженности по арендной плате и 29931,86 руб. пени.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ООО "НПП "Экономика" обязательств по внесению арендной платы по договору аренды N 3700002274 от 11.07.2005 за пользование земельным участком.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2010 с "НПП "Экономика" в пользу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа взыскано 23906,77 руб. неосновательного обогащения, в остальной части в удовлетворении иска отказано. Суд указал, что Комитет по управлению имуществом г.Анапа, заключив договор аренды N 3700002274 от 11.07.2005, распорядился спорным земельным участком без правовых оснований, поскольку земельный участок, расположенный в границах курорта федерального значения, в силу закона отнесен к федеральной собственности. Право на получение платы за пользование спорным земельным участком возникло у истца с 20.12.2008, в связи с введением в действие Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ. Сумма 23906 руб. 77 коп. взыскана с ООО "НПП "Экономика" как неосновательное обогащение, полученное в результате пользования земельным участком в период с 20.12.2008 по 30.06.2009. Размер неосновательного обогащения определен судом первой инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Требования управления о взыскании неустойки оставлено без удовлетворения, исходя из ничтожности договора аренды
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2010 и удовлетворить исковые требования. Заявитель жалобы считает, что в соответствии с нормами Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего в момент заключения спорного договора аренды, право федеральной собственности на земельные участки могло возникнуть в силу закона только после государственной регистрации права. Между тем, Федеральный закон, которым спорный земельный участок относится к федеральной собственности, отсутствует. Поскольку право федеральной собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано, у ответчика отсутствуют основания вносить плату за его использование ТУ Росимущества по Краснодарскому краю. Согласно п. 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов. В силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, земли, право федеральной собственности на которые не зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу указанного закона, относятся к муниципальной собственности. Согласно кадастровому плану, спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, а входит в состав земель населенных пунктов. Доказательства отнесения указанного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий отсутствуют. Управление является администратором поступлений доходов от использования земельных участков и иного имущества в консолидированный бюджет краснодарского края, в связи с чем, вывод суда об отсутствии у истца права на получение арендной платы по договору является необоснованным.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления главы муниципального образования город-курорт Анапа, от 29.06.2005 N 2018, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Анапа (арендодатель) и ООО "НПП "Экономика" (арендатор) был подписан договор аренды N 3700002274 от 11.07.2005, по условиям которого арендатору сроком на 10 лет был предоставлен земельный участок общей площадью 929 кв. м, с кадастровым номером 23:37:01 01 013:0008, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город - курорт Анапа, ул. Шевченко/Таманская, для размещения офиса (т. 1,л.д.3).
Земельный участок передан ООО "НПП "Экономика" по акту приема-передачи от 29.06.2005. Доказательства возвращения земельного участка истцу в материалах дела отсутствуют.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 04.06.2008 о чем в ЕГРП внесена запись за номером 23-23-26/053/2006-090 от 14.11.2006 (т. 1,л.д.5 на обороте).
Полагая, что ответчиком обязанность по внесению арендной платы не исполнена надлежащим образом, управление обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате в размере 67643 руб. 23 коп. за период с 01.01.2008 по 30.06.2009 и пени в размере 29931 руб. 86 коп. за период с 10.04.2008 по 20.08.2009.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 указанного Кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985 N 45, предоставлен статус федерального курортного региона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Округа санитарной или горно-санитарной охраны организуются на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения (п. 2 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно пункту 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 20.12.2002 N 909, от 19.07.2006 N 449) округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку внешний контур округа санитарной охраны курорта Анапа является границей лечебно-оздоровительной местности курорта, курортного региона (статья 1 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), спорный земельный участок, расположенный согласно кадастровому плану от 16.11.2007 в черте муниципального образования город Анапа по ул. Шевченко/ул. Таманской, 1а/26а, входит в состав особо охраняемой природной территории (т. 1, л.д. 6).
Таким образом, спорный земельный участок, отнесенный к землям особо охраняемых природных территорий имеющих федеральное значение, на момент подписания договора аренды N 3700002274 от 11.07.2005 являлся федеральной собственностью (пункт 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции, действовавшей на момент совершения сделки).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Муниципальное образование г.-к. Анапа на момент заключения договора аренды N 3700002274 от 11.07.2005 не являлось собственником спорного земельного участка. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах договор аренды N 3700002274 от 11.07.2005 не соответствует требованиям п. 1 ст. 125, ст. 209, п. 3 ст. 214, 608 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка является недействительной в силу предписаний закона независимо от признания ее недействительной судом. В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Следовательно, ничтожный договор аренды N 3700002274 от 11.07.2005 не породил у подписавших его сторон никаких взаимных прав и обязанностей, независимо от признания (не признания) такого договора недействительным в судебном порядке.
При таких обстоятельствах управление не вправе требовать взыскания с ООО "НПП "Экономика" арендной платы за пользование спорным земельным за период, когда муниципальное образование город-курорт Анапа не являлось собственником спорного земельного участка и, следовательно, не имело права получать плату за его использование на основании ничтожной сделки.
Поскольку договор аренды N 3700002274 от 11.07.2005 является ничтожной сделкой и не влечет для сторон правовых последствий, требования управления о взыскании предусмотренной пунктом 6.2 договора неустойки, обосновано признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ), земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 n 15АП-282/2010 по делу n А32-33894/2009 По делу о сносе самовольно возведенного строения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также