Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 n 15АП-2310/2010 по делу n А53-23144/2009 По делу о признании незаконным решения налогового органа о частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2010 г. N 15АП-2310/2010
Дело N А53-23144/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Винокур И.Г., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: Бондарев С.А., представитель по доверенности от 25.06.2009 г.;
Дроганова Т.Н., представитель по доверенности от 02.12.2009 г.
от заинтересованного лица: Чигрина Л.Н., представитель по доверенности от 04.02.2010 г. N 70
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по г. Таганрогу по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27 января 2010 г. по делу N А53-23144/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г. Таганрогу по Ростовской области
о признании незаконным решения от 19.08.2009 г. N 3
принятое в составе судьи Ширинской И.Б.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИФНС России по г. Таганрогу по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения налоговой инспекции от 19.08.2009 г. N 3 о частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением суда от 27 января 2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано тем, что решение налоговой инспекции N 3 от 19.08.2009 о частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению принято в нарушение ст. 101 НК РФ.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27 января 2010 г. отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что счета-фактуры ООО "Селинд" составлены с нарушением ст. 169 НК РФ, Общество при выборе контрагента действовало без должной осмотрительности и осторожности, кроме того, поскольку отсутствует доказательство уплаты НДС в бюджет ООО "Селинд", то право на возмещение НДС у Общества в сумме 972 132 руб. является недоказанным., так как в бюджете не сформирован источник возмещения.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 27 января 2010 г. отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2008 г.
Обществу 14.05.2008 г. было направлено требование N 2904 о предоставлении документов. В указанном требовании указано, что представление документов необходимо, для правомерности применения налоговых вычетов по налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки акт камеральной налоговой проверки не составлялся.
Обществу 28.08.2008 г. вручено решение о проведении выездной налоговой проверки N 04-08/25. В данном решении проверке одновременно с другими налогами был подвергнут проверке налог на добавленную стоимость за период с 01.01.2005 по 01.07.2008. (т. 1, л.д. 36 - 37)
Выявленные в ходе проведения выездной налоговой проверки нарушения, зафиксированы в акте выездной налоговой проверки N 04-08/21 от 22.06.2009 г.
При исследовании акта выездной налоговой проверки судом первой инстанции установлено, что входе выездной проверки налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 г. не проверялся, что не оспаривается налоговой инспекцией.
По результатам рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика 23.07.2009 принято решение N 01-05/3 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Обществу 18.08.2009 г. вручена справка к решению от 23.07.2009 г. N 01-05/3 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в которой указано, что кроемее сумм доначисленных в акте выездной налоговой проверки следует отказать в возмещении входного НДС за 1 квартал 2008 г. в сумме 972 132 руб.
Уведомлением б/н, б/д общество приглашалось явиться 19.08.2009 г. в налоговую инспекцию для вручения решения по акту N 04-08/21 от 22.06.2009 г. (т. 1, л.д. 152).
Заместителем руководителя налоговой инспекции 19.08.2009 г. принято решение N 3 о частичном отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Указанным решением Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 972 132 руб.
Общество, не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, в соответствии со ст. 137 и 138 НК РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
В соответствии п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 6 статьи 80 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
Согласно положениями п. 3 ст. 176 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Статьей 100 НК РФ закреплено право налогоплательщика знакомиться с результатами проведенной налоговой проверки, изложенными в соответствующем акте, и представлять свои возражения.
В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Статьей 100 НК РФ установлен порядок оформления результатов налоговой проверки.
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Пунктом 6 ст. 100 НК РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Пунктом 1 ст. 101 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 101 НК РФ (в действующей редакции) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Таким образом, закон прямо устанавливает обязанность налогового органа известить налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет.
Как следует из материалов дела, в акте выездной налоговой проверки N 04-08/21 от 22.06.2009 г. налоговой инспекцией не зафиксировано нарушение Обществом положений НК РФ приведших отказу в возмещении налога на добавленную стоимость по поставщику ООО "Селинд" в сумме 972 132 руб. за 1 квартал 2008 года.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
Данная норма права в совокупности с положениями пункта 4 статьи 101 НК РФ, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, позволяет сделать вывод о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки.
Из анализа положений ст. 101 НК РФ следует, что данной статьей установлен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных.
Учитывая изложенное, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам ст. 101 НК РФ, то есть налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте их рассмотрения, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.
Из материалов дела следует, что справка по результатам дополнительных мероприятий была вручена налогоплательщику 18.08.2009 г., и рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоялось 18.08.2009 г. в соответствии с уведомлением (т. 1, л.д. 151). Как следует из материалов дела Общество впервые узнало об отказе в возмещении НДС в сумме 972 132 руб. за первый квартал 2008 г. только из справки о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, полученной 18.08.2009 г.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество фактически было лишен права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, и оснований для отказа в налоговом вычете в сумме 972 132 руб. за 1 квартал 2008 г., установленных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, а также возможности представить свои объяснения по данному вопросу, что противоречит закону.
Пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ предусматривает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 n 15АП-2302/2010 по делу n А32-4064/2008-60/21 По требованию об отмене определения о взыскании судебных расходов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также