Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2014 по делу n А53-13687/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-13687/2013

10 февраля 2014 года                                                                        15АП-21389/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,

при участии:

от истца – Жуковской Ирины Хачадуровны по доверенности от 08.05.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Таганрога

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2013 по делу № А53-13687/2013, принятое в составе судьи Жигало Н.А.,

по иску индивидуального предпринимателя Лаптева Владимира Николаевича (ОГРНИП 304615425300323/ ИНН 615400690390)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"

при участии третьих лиц: администрации города Таганрога, Правительства Ростовской области

об установлении кадастровой стоимости земельного участка

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Лаптев Владимир Николаевич обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003484:10 общей площадью 5751 кв.м., с разрешенным использованием - для эксплуатации теннисного стадиона, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул.Толбухина, 7, равной его рыночной стоимости в размере 9977985 рублей (с учетом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений исковых требований).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2013 исковые требования удовлетворены.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Администрация г.Таганрога обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение  суда, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что государственная кадастровая оценка земель поселений Ростовской области проведена с соблюдением норм действующего законодательства. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, статьёй 390 Налогового кодекса РФ, пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, кадастровая стоимость земельного участка определяется для целей налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость - это экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования, то кадастровая стоимость земельного участка и рыночная стоимость земельного участка не являются тождественными понятиями. Кроме того, для определения рыночной стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка утверждены и применяются различные методики.

В нарушение вышеуказанных положений, арбитражный суд первой инстанции своим решением проигнорировал запрет на определение кадастровой стоимости земельного участка, посредством указания рыночной стоимости земельного участка. По спорному земельному участку кадастровая стоимость составляла 58 826 560,31 рублей. Решением арбитражного суда первой инстанции, приравнявшим кадастровую стоимость земельного участка к рыночной стоимости земельного участка, размер кадастровой стоимости установлен на уровне 9 977 985 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка снижена на 83%.

Поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость, в рассматриваемом деле со стороны истца имеет место злоупотребление правом в целях уклонения от налогообложения в установленных законом размерах.

Обжалуемое решение существенным образом затрагивает интересы муниципального образования «Город Таганрог», поскольку в соответствии со статьями 389, 390 Налогового кодекса РФ, статьёй 61 Бюджетного кодекса РФ земельный налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и подлежит зачислению в местный бюджет в размере 100%. Исходя из размера планируемых к зачислению в местный бюджет налоговых поступлений, рассчитываются также и расходные обязательства местного бюджета.

Учитывая то обстоятельство, что бюджет города Таганрога на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годы уже принят, а денежные средства направлены на реализацию органами местного самоуправления законодательно возложенных на них задач, незапланированное уменьшение доходной части бюджета повлечёт усугубление дефицита бюджета. Согласно Решению Городской Думы города Таганрога от 03.04.2013 г. № 536 дефицит бюджета города Таганрога на 2013 г. утверждён в размере 285 396,9 тыс. рублей. Плановые назначения бюджета города Таганрога на 2013 г. в части поступления доходов от налогообложения и использования земельных участков составляли 727 782,8 тыс. рублей.

В связи с уменьшением кадастровой стоимости земельных участков сумма неисполнения в части поступления доходов от налогообложения и использования земельных участков составит 46 154,6 тыс. рублей. Таким образом, по итогам 2013 г. дефицит бюджета города Таганрога может значительно увеличиться (на 14%), при этом источники покрытия вновь образовавшихся выпадающих доходов отсутствуют.

Усугубление дефицита бюджета, в свою очередь, вызовет необходимость перераспределения бюджетных средств между соответствующими статьями расходов, что в силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ недопустимо, так как любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Муниципальное образование утратит возможность реализовывать социальные задачи, так как не сможет выполнять требования Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ о действиях в интересах всего населения городского округа. Муниципальное образование так же утратит возможность следовать принципу сбалансированности бюджета, предусмотренному статьёй 33 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета.

В судебном заседании представитель ИП Лаптева В.Н. апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба  не подлежит  удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Лаптеву Владимиру Николаевичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:58:0003484:10, площадью 5751 кв.м., расположенный по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул.Толбухина, 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 61 АЕ № 617475 от 22.06.2010.

На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области», вступившего в силу с 01.01.2009, размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003484:10 составляет 59826560 рублей 31 копейка, что отражено в кадастровом паспорте земельного участка от 18.04.2013 № 61/001/13-232186.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, индивидуальный предприниматель Лаптев Владимир Николаевич обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2014 по делу n А53-18476/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также