Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу n А53-10405/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-10405/2013

18 февраля 2014 года                                                                        15АП-22162/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.

судей Н.В. Сулименко, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Ароян О.У.

при участии:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2013 по делу № А53-10405/2013 по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к обществу с ограниченной ответственностью «Центральная обогатительная фабрика «Шолоховская» (ИНН 6142018886, ОГРН 1046142013092) о взыскании платы за пользование вагонами

принятое в составе судьи Лусегеновой З.С.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «Российские железные дороги», истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Центральная обогатительная фабрика «Шолоховская» (далее – ООО «Центральная обогатительная фабрика «Шолоховская», ответчик) о взыскании 6 384 824 руб. 10 коп. - платы за пользование вагонами (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2013 взысканы с ООО «Центральная обогатительная фабрика «Шолоховская» в пользу ОАО «Российские железные дороги» 4 867 103 руб. 86 коп. - платы за пользование вагонами, 41 868 руб. 66 коп.- расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. Возвращены ОАО «Российские железные дороги» из федерального бюджета 12 712 руб. 83 коп. - государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 1708252 от 20.05.2013.

ОАО «Российские железные дороги» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило изменить решение суда от 21.11.2013, взыскать с ООО «Центральная обогатительная фабрика «Шолоховская» плату за пользование вагонами ВСП в сумме 5 919 056 руб. 83 коп.

Истец не согласен с решением суда первой инстанции в части отказа во взыскании платы за пользование вагонами ВСП в двойном размере в сумме 1 051 952 руб. 97 коп. Отказ в удовлетворении исковых требованиях в части взыскания платы за вагоны, не принадлежащие перевозчику в сумме 465 767 руб. 27 коп. истец не оспаривает.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Центральная обогатительная фабрика «Шолоховская» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

От ООО «Центральная обогатительная фабрика «Шолоховская» поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи со сложными погодными условиями. Апелляционная инстанция считает ходатайство необоснованным и подлежащим отклонению, поскольку препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют, материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Таким образом, изложенные в ходатайстве об отложении причины не служат основаниями для отложения рассмотрения жалобы.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор № 14/9 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Грачи СКав. ж.д. от 18.03.2009 г.

Пунктом 21.12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2012 г.) установлено, что за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за не приема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице № 9 тарифного руководства № 2.

В январе 2013 г. в адрес ответчика на станцию назначения Грачи СКЖД следовали вагоны с грузом - уголь каменный, которые на путях общего пользования станции Грачи СКЖД, являющихся местами общего пользования и принадлежащих истцу на праве собственности, простаивали в ожидании подачи на путь необщего пользования, что подтверждается   представленными   в  материалы  дела  актами  общей   формы  №№ 316, 417, 401, 370, 364, 250, 288, 299, 437, 330, 494, 343, 453, 353, 393, 444, 354, 442, 369, 443, 331, 438, 397, 454, 218, 222, 204, 272, 281, 223, 283, 278, 253, 258, 255, 254, 257, 227, 355, 255, 317, 282, 229, 312, 226, 302, 246, 338, 342, 344, 296, 414, 430, 396, 394, 436, 429, 431, 378, 371, 395, 287, 360, 297, 228, 260, 362, 339, 357, 363, 358, 359, 279, 493, 270, 286, 284, 290, 318, 301, подписанные представителями обеих сторон.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации), п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей, п. 21.12 договора от 17.03.2009 г. (в редакции от 30.10.2012 г.) за время нахождения вагонов на путях общего пользования, истцом начислена плата в размере 6 384 824 руб. 10 коп., которая ответчиком не оплачена.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава железнодорожный транспорт  Российской Федерации железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.

Судом установлено, что представленные акты общей формы, подтверждают простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования.

Согласно расчету истца, начисление платы за пользование вагонами за период с 24 часов 21.01.2013 по 18 часов 26.01.2013 производилось в двойном размере по статье 43 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Согласно названной статье в связи с несвоевременным приемом вагонов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременным вывозом грузов с железнодорожных станций грузополучателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях перевозчик в отношении грузополучателей и обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, по вине которых возникли указанные затруднения, имеет право, в том числе по обращению владельца инфраструктуры, увеличить размер платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем двадцать четыре часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях - до двукратного размера указанной платы.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил следующее.

При возникновении споров, связанных с увеличением перевозчиком в соответствии со статьей 43 Устава в одностороннем порядке сбора за хранение выгруженных грузов и контейнеров, а также платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем на двадцать четыре часа после окончания технологического времени,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу n А53-19061/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также