Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу n А32-38010/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-38010/2012

26 февраля 2014 года                                                                        15АП-15885/2013-НР

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Винокур И.Г.

судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

М.А. Костенко

при участии:

от ОАО "Российские железные дороги": представитель Киселёва Н.П. по доверенности от 19.12.2013

от ОАО "Туапсинский морской торговый порт": представитель Деревенец И.В. по доверенности от 02.07.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу № А32-38010/2012 по иску ОАО "Российские железные дороги"

(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к ответчику ОАО "Туапсинский морской торговый порт"

(г. Туапсе, ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674)

о взыскании задолженности по договору

по встречному иску ОАО "Туапсинский морской торговый порт"

к ОАО "Российские железные дороги"

о взыскании штрафа за задержку подачи вагонов принятое в составе судьи Суханова Р.Ю.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к открытому акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт» (далее – ответчик, порт) с иском о взыскании задолженности по договору от 24.01.2012 № 85/4  в размере 6 682 рублей 10 копеек.

ОАО «Туапсинский морской торговый порт» обратилось с встречным иском о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» штрафа за задержку подачи вагонов в сумме 60 960 рублей, расходов по оплате госпошлины в сумме 2 438 рублей 40 копеек.

Решением суда от 05.08.2013 в удовлетворении исковых требований перевозчика отказано, встречный иск порта удовлетворен. Взыскан с ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Северо-Кавказская железная дорога, г. Ростов-на-Дону в пользу ОАО «Туапсинский морской торговый порт» штраф в размере 60 960 рублей.

Не согласившись с решением суда от 05.08.2013 по делу № А32-38010/2012 ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований порта.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в п. 12 Тарифного руководства № 2 прямо предусмотрено взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику и, соответственно, при заключении договора от 24.01.2012 № 85/4 стороны предусмотрели возможность взимание платы за использование пути общего пользования на основании указанного пункта Тарифного руководства. Портом не доказана вина перевозчика в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. Все  вагоны находились  на путях общего пользования ст. Туапсе по причинам, зависящим от порта, что подтверждается актами общей формы и графиками занятости выставочных путей № 5 и № 6.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 по делу № А32-38010/2012 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.

Представитель ОАО "Туапсинский морской торговый порт" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 24 января 2012 года между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (порт) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «Туапсинский морской торговый порт», принадлежащий ОАО «Российские железные дороги», при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги № 85/4, на основании которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом № 207 к пути № 6 и стрелочным переводом № 228 к пути № 5 парка «В», обслуживаемого локомотивом ОАО «ТМТП», арендуемым у ОАО «РЖД».

Согласно п.5.1 договора № 85/4 от 24.01.2012, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.

Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов прибывших в адрес порта. Занятость и свободность выставочных путей № 5 и № 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО «ТМТП» заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная.

В соответствии с п. 6 договора № 85/4 от 24.01.2012, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе - Сортировочная на железнодорожные выставочные пути № 5 или № 6 парка «В» в количестве не более 13 вагонов.

По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта №№ 11, 13 - до предельного столбика стрелки № 225, путей №№ 14, 15 - до грузового фронта № 16, путей №№ 16-23, 17-21 - до грузового фронта № 15, пути № 20 - до предельного столбика стрелки № 232, путей №№18, 19 - до грузового фронта №1.

Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженных или 50 порожних, весом не более 3690 тонн.

Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта.

Согласно п. 12 договора № 85/4 от 24.01.2012, на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «ТМТП» устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 час.

В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования ОАО «ТМТП» под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленном на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона ПОРТУ под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, устанавливается 10,0 час. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте фГУ-23 исключается при исчислении срока оборота вагонов.

В период с 08 сентября 2012 года по 10 сентября 2012 года на путях общего пользования станции Туапсе, в ожидании подачи на пути необщего пользования, простаивали вагоны, прибывшие в адрес порта с грузом пшеница, уголь каменный.

Вагоны простаивали на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на пути необщего пользования ввиду занятости выставочных путей № 5, № 6.

В связи с простоем, перевозчиком на основании актов общей формы от 08.09.2012 №№ 4/4331, 4/4489, от 08.09.2012 №№ 4/4332, 4/4487, от 08.09.2012 №№ 4/4336, 4/4337, от 08.09.2012 №4/4339, №4/4340, от 08.09.2012 №№ 4/4343, 4/4342, от 08.09.2012 №№ 4/4345, 4/4347, от 08.09.2012 №№ 4/4348, 4/4351, от 08.09.2012 № 4/4350, № 4/4352, 09.09.2012, №№ 4/4362, 4/4364, от 10.09.2012 №№ 4/4375, 4/4374 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе, определенная в соответствии с пунктом 17.6 договора от 24.01.2012 № 85/4 в размере 6 682 рублей 10 копеек.

Порт отказался произвести оплату за время нахождения вагонов, и подписал акты общей формы с различными разногласиями.

Перевозчик направил в адрес порта претензию от 27.11.2012, с требованием произвести оплату, которая осталась без удовлетворения.

Ссылаясь на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине порта и последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с иском.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований перевозчика, исходя из следующего.

Практика рассмотрения данной категории споров определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 № 14391/08, от 27.07.2010 № 4387/10, от 18.10.2012 № 6424/12.

Согласно правовой позиции, определенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 № 14391/08, от 27.07.2010 №, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что пункт 12 Тарифного руководства № 2 прямо предусматривает взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Основание для взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими обществу, установлено в пункте 17.6 договора № 85/4 в виде отсылочной нормы к пунктам 11,12 Тарифного руководства № 2, которым урегулирован данный вид правоотношений.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в постановлении от 18.10.2012 № 6424/12, Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.

Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Таким образом, плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава и пунктом 12 Тарифного руководства N 2, может быть взыскана в пользу общества при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, не принадлежащих обществу.

В данном случае, пунктом 17.6. договора от 21.01.2012 № 85/4 установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу n А32-12625/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также