Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А32-16290/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-16290/2013

05 марта 2014 года                                                                             15АП-22071/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Николаева Д.В.

судей И.Г. Винокур, А.Н. Стрекачёва

при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2013 по делу № А32-16290/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Импэкс"

ИНН 231517902, ОГРН 1132315001048 к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь" ИНН 7805111901, ОГРН 1037811022644 о взыскании принятое в составе судьи Баганиной С.А.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ИМПЭКС" (далее также – истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» в лице Новороссийского филиала (далее также – ответчик) о взыскании 1 742 400 руб. реального ущерба в размере стоимости груза и упущенной коммерческой выгоды.

Определением суда от 15.10.2013 удовлетворено ходатайство истца об увеличении исковых требований, в котором он просит взыскать 1 902 888 руб убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды;

Решением суда от 13.11.2013 произведена замена истца ООО «Импэкс» на ООО «ИМПЭКС СТАР». В удовлетворении ходатайства истца об увеличении суммы иска путем предъявления требования о взыскании процентов - отказано. С общества с ограниченной ответственностью «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» г.Санкт-Петербург в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИМПЭКС", г. Новороссийск взыскано 1 742 400 руб .убытков, а также 29328,85 руб. расходов по уплате госпошлины.  В остальной части иска отказано. С общества с ограниченной ответственностью "ИМПЭКС", г. Новороссийск в доход федерального бюджета взыскано 1 628,88 руб. госпошлины.

Общество с ограниченной ответственностью "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.

В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле,  уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» и ООО «Импэкс» были заключены договоры:

-    №245/И-10 от 01.03.2010, по условиям которого ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» (агент), действуя от своего имени представляет интересы MSC Mediterranean Shipping Company S.A (Geneva) (перевозчика) при исполнении перевозчиком заявок ООО «ИМПЭКС» (заказчика) на перевозку груза.

-    №539/D-IM-10 от 01.03.2010, по условиям которого ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» (сторона 1) осуществляет или организует в интересах и поручению «Средиземноморской судоходной компании С.А.» (MSC Mediterranean Shipping Company S.A (Geneva)) выполнение работ и/или оказание услуг с взиманием всех сборов, действующих для данного порта, связанных с предоставлением во временное пользование контейнеров стороне 2 - ООО «Импэкс» для перевозки груза с терминала порта, на который был выгружен и/или на котором находится соответствующий контейнер, до места назначения \разгрузки, а сопутствующие работы или услуги.

Согласно пункту 2.1.1 договора № 539/D-IM-10 Компания при условии подтверждения прав на распоряжение грузом и наличия у Общества страхового полиса (пункт 3.1.7. договора) обязана передать последнему контейнер с грузом, подлежащим выдаче по договору морской перевозки № MSCUE1080737.

Контейнер считается переданным при условии подписания акта выдачи груза или, если акт не был подписан, то при наличии в накладной отметки склада (в порту), о выдаче груза в контейнере. При этом контейнер считается переданным независимо от того, был ли он вывезен с Терминала или нет, и было ли произведено последующее таможенное оформление груза или нет. При этом после подписания акта выдачи груза не будет иметь права отказаться от оплаты возникших расходов и платежей, предусмотренных договором или отказаться от экспедирования данного груза за исключением случая, если:

1)   грузополучатель, указанный в коносаменте или документе его заменяющем, предоставит компании официальное письмо о расторжении договора с обществом и оно подтвердит данное расторжение.

2)   грузополучатель, указанный в коносаменте или документе его заменяющем, назначит нового экспедитора, который подпишет новый акт выдачи груза (обязательна совокупность обоих пунктов).

В силу пункта 2.2.1 договора от 01.03.2010 № 539/D-IM-10 компания по истечении 90 календарных дней с даты подписания акта выдачи груза вправе объявить контейнер утраченным.

Согласно п. 2.2.2. договора №539/D-IM-10 от 01.03.2010 компания вправе удерживать груз, в том числе путем запрета на выдачу контейнера с грузом или самого груза общества, до поступления всех платежей, предусмотренных договором морской перевозки груза и договорами №539/D-IM-10, №539/Т-1М-10. При этом все риски, убытки, расходы по хранению в порту и демереджу, а также все иные расходы, как связанные, так и не связанные с наложением удержания на груз, относятся на счет общества.

Согласно положениям договора №245/И-10 от 01.03.2010 условия о грузе, а также применимое право определяются условиями коносамента, являющегося неотъемлемой часть договора. В соответствии с п.10.3 коносамента, правоотношения сторон по договору перевозки №245/И-10 от 01.03.2010 регулируются действующим английским законодательством, а в случае, если перевозка осуществлялась в/из США -законодательством США.

Договор №539/D-IM-10 от 01.03.2010 является смешанным договором, содержащим в себе элементы договора оказания услуг и аренды имущества (контейнеров). Сложившиеся между сторонами в рамках данного договора правоотношения регулируются положениями о договоре аренды и возмездного оказания услуг.

В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, от 04.12.2012 по делу № А56-24024/2012, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворены требования ООО "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь" (компания) о взыскании с ООО "Импэкс" (общества) 46 466 373 руб. 07 коп. долга по оплате услуг (за использование контейнеров, расходов по хранению, остаточной стоимости контейнеров, расходов за организацию перемещения и процентов за пользование чужими денежными средствами), поскольку общество не выполнило своих обязательств по коносаменту № NMSCUE1080737 и договорам № 539/D-IM-10 и 539/T-IM-10, не оплатило счета, не освободило контейнеры от груза и не вывезло груз)

В рамках дела  № А56-24024/2012бфло  установлено, что 20.03.2010 на терминал ОАО «Новорослесэкспорт» в порт Новороссийск на борту т/х «МСС Марилена» прибыли контейнеры №№GESU9273253, TRIU8214038, MEDU9096829, GESU9293619 по коносаменту №MSCUE1080737 с грузом «лук». В соответствии с коносаментом №MSCUE1080737 получателем данного груза является ООО «Импэкс».

Разрешение выдать груз обществу получено компанией 04.04.2010.

Общество получило документы на груз 05.04.2010, после чего им и компанией подписан акт выдачи груза от 05.04.2010 № NMSCUE1080737.

Между тем фактическая передача груза обществу не состоялась в связи с неполной уплатой последним всех причитающихся компании платежей.

Об удержании груза по коносаменту MSCUE 1080737 до уплаты платежей компания сообщила обществу письмом исх. 407-10 от 05.05.2010 со ссылкой на положения статьи 160 Кодекса торгового мореплавания (далее также - КТМ) и условия договоров.

При рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции правильно установлено, что письмом от 21.04.2010 общество уведомило компанию о том, что груз является скоропортящимся, а 22.04.2010 направило компании претензию с указанием на то, что в случае потери качества товара в результате длительного хранения убытки общества могут составить 1 742 400 руб.

В письменном ответе от 23.04.2010 компания разъяснила, что если задолженность не будет погашена в течение 7 календарных дней, компания оставляет за собой право реализовать груз во внесудебном порядке для покрытия возникших расходов и/или взыскать задолженность через суд.

По требованию общества 25.05.2010 в присутствии представителей компании и общества специалистом Новороссийской ТПП сорвана пломба на контейнере, он вскрыт и произведен осмотр груза (лук) и его сортировка.

Согласно заключению эксперта №100-01-00246 установлено, что предъявленная эксперту партия лука массой брутто 100 152 кг, нетто 99000 руб. имеет брак 84,5% от общего количества.

Как установлено в суде первой инстанции и не оспаривается сторонами, до настоящего времени груз получателю не выдавался и находится в том же контейнере в порту Новороссийск. Годный остаток, имеющийся по состоянию на 25.05.2010, истцу выдан не был.

Истец, считая, что действиями ответчика ему причинены убытки, обратился в суд с настоящим иском о взыскании реального ущерба в размере стоимости груза и упущенной выгоды, расходов на оплату сборов и платежей.

Ответчик указал, что груз в контейнерах GESU9273253, TRIU8214038, MEDU9096829, GESU9293619 по коносаменту №MSCUE1080737 был погружен в порту Александрия (Египет) на судно MSC Marylena, а 20.03.10 контейнеры выгружены в порту Новороссийск (Россия). Время в пути до момента выгрузки составило 7 дней. Груз перевозился в рефрижераторных контейнерах с температурой +7° С, относительной влажностью воздуха 90 %, которые были заявлены отправителем для данного груза и занесены как условие в коносамент MSCUE 1080737.

Согласно «Правилам морской перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах» в редакции (утв. Минморфлотом СССР 28.03.1979, применяются постольку, поскольку они не противоречат КТМ РФ) для перевозки лука репчатого в рефрижераторных контейнерах комфортной является t° +1- +2° С, с относительной влажностью воздуха 70-75%, при данных условиях, груз лук хранится до 180 дней. Согласно ГОСТ 1723-86 в части заготовки и поставки лука репчатого свежего применяются следующие стандарты: t° от (-1±0,5) до (-3±0,5) ° С; относительная влажность воздуха 70-80 %.

Как правомерно указал суд первой инстанции, перевозчик получил груз от отправителя уже в опломбированном контейнере, как следствие претензии касательно утраты груза не могут быть предъявлены к перевозчику, ввиду того, что груз доставлен в порт Новороссийск согласно указаниям отправителя, с поддержанием температурных режимов перевозки заявленных в коносаменте MSCUE1080737, без температурных скачков и сбоев.

Коносамент MSCUE1080737 является именным ввиду того, что в графе грузополучатель указана компания IMPEX COCIERY LIMITED 9 MIRA STR., NOVOROSSIYSK, REGION OF KRASNODAR, RUSSIA. PHONE : + 79181880727.

Согласно ст. 158 КТМ груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала именного коносамента - получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования. В случае, если перевозка груза осуществляется на основании морской накладной или на основании иного подобного ей документа (в данном случае телекс-релиза, ввиду того, что 3 оригинала именного коносамента были сданы в порту погрузки грузоотправителем), перевозчик может выдать груз получателю, указанному в таком документе, или получателю, указанному отправителем. Перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения. В случае сдачи груза на хранение на склад, не принадлежащий получателю, перевозчик сохраняет право удержания груза при условии немедленного уведомления владельца склада об этом. Согласно п. 3 ст. 160 КТМ после выдачи груза получателю перевозчик утрачивает право требовать от отправителя или фрахтователя сумм, не уплаченных получателем, если только перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него обстоятельствам. Требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются за счет его стоимости в объеме и в порядке, которые установлены гражданским законод Отклоняя довод от

По мнению компании, требование о взыскании убытков заявлено неправомерно, поскольку судами по делу № А56-24024/2012 установлено наличие правовых оснований для удержания груза.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований в виду следующего.

Правоотношения сторон, основанные на перевозке груза, завершились полным исполнением обязательств после подписания акта выдачи от 05.04.2010 и оплаты провозной платы. Дальнейшие правоотношения сторон основаны на договоре №539/D-IM-10 на пользование контейнерами.

В рамках указанного договора компанией начислены платежи за пользование,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 по делу n А53-1642/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также