Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу n А01-1360/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А01-1360/2013

26 марта 2014 года                                                                             15АП-1775/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.

судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.

при участии:

от конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" по Республике Адыгея: Чулковой Ирины Яковлевны по доверенности от 01.01.2014,

от администрации муниципального образования "Теучежский район": Джанхот Ибрагима Юсуфовича по доверенности от 13.02.2014, Тхагапсо Мурата Руслановича по доверенности от 28.02.2014,  

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.12.2013 по делу № А01-1360/2013

принятое в составе судьи Шебзухова З.М.

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея; Федеральному государственному унитарному предприятию "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр"

при участии третьих лиц: кадастрового инженера Ступина Л.А.; администрации муниципального образования "Теучежский район" о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее – ТУ Росимущества в Республике Адыгея, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея (далее – кадастровая палата), Федеральному государственному унитарному предприятию "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" (далее – унитарное предприятие, ФГУП «ЮПОРЦ») о признании незаконными действий, выразившихся в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, с кадастровым номером 01:06:2500001:58; обязании аннулировать сведения о земельном участке с кадастровым номером 01:06:0000000:578, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости; обязании восстановить сведения о земельном участке с кадастровым номером 01:06:2500001:58, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости до совершения незаконных действий органом кадастрового учета.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Теучежский район" и кадастровый инженер Ступина Л.А.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.12.2013 в удовлетворении требований ТУ Росимущества в Республике Адыгея отказано. Судебный акт мотивирован тем, что изменения в государственный кадастр недвижимости о спорном земельном участке произведены правомерно. На момент проведения оспариваемых действий оснований для приостановления, либо отказа в осуществлении кадастрового учета у кадастровой палаты не имелось. Сформировать земельный участок в другой конфигурации в данном кадастровом квартале невозможно, поскольку он ограничен уже установленными границами смежных участков. Суд не усмотрел нарушения прав заявителя, как собственника земельного участка.

Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 24.12.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ТУ Росимущества в Республике Адыгея предпринимает предусмотренные законом меры по возврату земельных участков в собственность Российской Федерации с целью дальнейшего проведения кадастрового учета. Государственным кадастровым учетом, проведенным на основании документов о межевании без извещения собственника земельного участка о проведении кадастровых работ, нарушены имущественные права и интересы Российской Федерации. Органом кадастрового учета изменены характеристики земельного участка, в том числе, конфигурация. Вывод суда о том, что сформировать земельный участок в другой конфигурации в данном кадастровом квартале невозможно, поскольку он ограничен уже установленными границами смежных участков, не соответствует земельному законодательству. Земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:58 поставлен на кадастровый учет в 1998 году и имеет статус «ранее учтенный», в связи, с чем нормы статьи 24 Закона о кадастре относительно возможности аннулирования таких сведений о земельном участке не применимы. Без восстановления сведения о земельном участке, с кадастровым номером 01:06:2500001:58, невозможно обеспечить исполнение решения суда по делу № А01-1217/2011.

В судебном заседании представители администрации и унитарного предприятия против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, правопредшественнику ФГУП «ЮРПОЦ» - Краснодарскому осетрово-рыбоводному заводу ПО «Адыгрыбхоз» был оформлен государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей серии РА-2 № 000721, согласно которому предприятию предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок несельскохозяйственного назначения общей площадью 285,63 га (т.1 л.д. 9-15).

На основании государственного акта серии РА-2 № 000721 указанный земельный участок в 1998 году внесен в государственный кадастр недвижимости, ему был присвоен кадастровый номер 01:06:2500001:58. Площадь земельного участка составила 285, 63 га.

Унитарным предприятием в 2013 году проведены кадастровые работы в отношении данного земельного участка.

Кадастровой палатой на основании заявления ФГУП «ЮПОРЦ» и межевого плана от 25.02.2013, выполненного кадастровым инженером Ступиной Л.А., на уточнение местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:58, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, Тлюстенхабльский поселковый округ принято решение от 05.03.2013 № 0100/2013-7220 о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости: кадастровый номер земельного участка изменен на номер 01:06:0000000:578 (т. 1 л.д. 109). Земельному участку с кадастровым номером 01:06:2500001:58 присвоен статус «аннулированный». Площадь земельного участка составила 284 га.

ТУ Росимущества в Республике Адыгея полагая, что действия кадастровой палаты, повлекшие изменение конфигурации и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:58, не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и нарушают права и законные интересы Российской Федерации, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, действия кадастровой палаты могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия указанных действий действующему законодательству и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу части 5 статьи 1 Закона о кадастре N 221-ФЗ кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре N 221-ФЗ).

Статья 3 Закона о кадастре N 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о кадастре N 221-ФЗ в целях применения установленных данным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.

Согласно части 3 статьи 20 Закона о кадастре N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. В частности, с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Как следует из материалов дела, ФГУП "ЮПОРЦ" создано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 04.12.1975 N 987 как Краснодарский осетрово-рыбоводный завод, постановлением Правительства Республики Адыгея от 30.04.1992 N 72 переименовано в Головное предприятие производственного объединения "Адыгрыбхоз" (Краснодарский осетрово-рыбоводный завод), зарегистрировано в этом качестве распоряжением главы администрации Теучежского района Республики Адыгея от 22.06.1992 N 200. В последующем предприятие приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 03.02.1997 N 24 переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие Адыгейский осетрово-рыбоводный завод и зарегистрировано в этом качестве распоряжением администрации г. Адыгейска и Теучежского района от 16.06.1997 N 716. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.11.2003 N 1507 предприятие переименовано в "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр" (пункт 1.1 Устава предприятия - т. 2 л.д. 95-105).

В соответствии с пунктом 3.1 Устава ФГУП "ЮПОРЦ" имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам долям, в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Земельный участок, на котором расположено принадлежащее предпринимателю имущество, предоставлен ему в бессрочное (постоянное) пользование в соответствии с решением главы администрации Теучежского района Республики Адыгея.

Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающая отнесение к федеральной собственности

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу n А32-15548/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также