Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А32-584/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-584/2013

02 апреля 2014 года                                                                           15АП-2876/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимченко О.Х.

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матвиенко Я.Ю.

при участии:

от истца: представитель не явился, извещен

от ответчика: представитель не явился, извещен

от третьего лица: представитель не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2013 по делу № А32-584/2013

по иску Малико Александра Николаевича

к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю

при участии третьего лица: Администрации муниципального образования город Краснодар

об изменении кадастровой стоимости земельного участка

принятое в составе судьи Савина Р.Ю.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Малико Александр Николаевич (далее – истец) обратился  в  Арбитражный  суд  Краснодарского края с исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю, в котором просил с учетом уточненных требований в порядке ст. 49 АПК РФ:

1. Установить рыночную стоимость земельного участка с момента её определения с 01.01.2011г. согласно отчёта ООО «Институт оценки, бизнеса и права» № 052-12 от 25 июля 2012 г. в размере 16 020 000 рублей из расчёта за 1кв.м., 5313,43 рубля расположенного в г. Краснодаре Центральный внутригородской округ ул. 6-я Линия Поймы реки Кубань, 85, кадастровый номер земельного участка 23:4303 06 051:15 общей площадью 3015 кв.м  принадлежащий,  на праве собственности Малико  Александру Николаевичу;

2. Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести исправления в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка расположенного в г. Краснодаре Центральный внутригородской округ ул. 6-я Линия Поймы реки Кубань, 85, кадастровый номер земельного участка 23:4303 06 051:15 общей площадью 3015 кв.м. принадлежащий на праве собственности Малико Александру Николаевичу.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования город Краснодар.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2013 по делу № А32-584/2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Суд установил кадастровую стоимость земельного участка расположенного по адресу: г. Краснодаре, Центральный внутригородской округ, ул. 6-я Линия Поймы реки Кубань, 85, кадастровый номер 23:4303 06 051:15, общей площадью 3015 кв.м., в размере его рыночной стоимости 16020000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала  решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить решение суда, в иске отказать.

В обоснование апелляционной жалобы Администрацией муниципального образования город Краснодар приведены следующие доводы. Истцом избран ненадлежащий способ защиты, в спорной ситуации не примени исковой порядок рассмотрения спора.

Уменьшение кадастровой стоимости повлияет на сумму налога на спорный земельный участок, чем существенно будут уменьшены сумы, перечисляемые в бюджет муниципального образования.

Разница между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью, установленной в результате представленной истцом оценки, превышает пределы разумности.

Стороны не обеспечили явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенные арбитражным судом о дате и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 23 АЕ №365997 от 20.01.2009, Малико А.Н. является собственником земельного участка расположенного по адресу: г. Краснодаре, Центральный внутригородской округ, ул. 6-я Линия Поймы реки Кубань, 85, кадастровый номер 23:4303 06 051:15, общей площадью 3015 кв.м.

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756 (далее Решение), вступившим в силу с 01.01.2012 года, были утверждены результаты кадастровой оценки стоимости указанного земельного участка в размере 79451219,70 рублей.

По мнению заявителя, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, что нарушает его  экономические интересы и явилось основанием для обращения с исковым заявлением в суд.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В материалы дела истцом представлен отчет № 052-12 от  25.07.2012 «Об определении рыночной стоимости земельного участка», подготовленный ООО «Институт оценки, бизнеса и права», согласно которому  действительная рыночная стоимость земельного участка, установленная на 01.11.2011, составляет 16020000 руб. 

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Достоверность отчета об оценке определяется выполнением его в соответствии с требованиями закона об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Расхождение установленной различными оценщиками величины рыночной стоимости объекта само по себе не может свидетельствовать о недостоверности одного из отчетов. Указанное предопределено допускаемым законом и стандартами применением различных методов и методик оценки в рамках установленных подходов. А также различием источников и объема информации, используемых в ходе оценки.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.

В связи с необходимостью проверки достаточности и достоверности фактов по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в порядке статьи 82 Арбитражного кодекса Российской Федерации по ходатайству истца, судом назначена судебная экспертиза отчета, проведение которой было поручено эксперту НСПО «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа».

В силу статьи 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об  оценочной  деятельности  в  Российской  Федерации»  под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета,  подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы.

Как следует из экспертного заключения № 26-04-13-02 от 26.04.2013, отчет об оценке № 052-12 от 25.07.2012 «Об определении рыночной стоимости земельного участка», подготовленный ООО «Институт оценки, бизнеса и права» соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу n А32-24004/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также