Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А32-18022/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-18022/2013

09 апреля 2014 года                                                                           15АП-21728/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,

при участии:

от закрытого акционерного общества "Агрокомплекс "Витязевский": представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

от Управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

от Администрации муниципального образования город Анапа: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2013 по делу № А32-18022/2013, принятое судьей Тарасенко А.А., по заявлению закрытого акционерного общества "Агрокомплекс "Витязевский" к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования г.Анапа; Администрации муниципального образования город Анапа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:197, выраженного письмом от 05.04.2013         № 27.02-3490,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ЗАО «Агрокомплекс «Витязевский» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению имущественных отношений администрации г.Анапа (далее - Управление), администрации г.Анапа (далее -администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:197, выраженного письмом от 05.04.2013 №27.02-3490. Требования мотивированны противоправностью отказа Управления в предоставлении земельного участка в собственность.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям населенных пунктов, а имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения». Кроме того в кадастровом паспорте земельного участка отсутствует указание на его нахождение в пределах санитарных (горно-санитарных) зон. При этом администрацией не доказана относимость спорного участка к соответствующим санитарным (горно-санитарным) зонам. На основании изложенного суд счел отказ государственного органа в переоформлении постоянного (бессрочного) пользования на право собственности незаконным.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что отнесение спорного земельного участка к числу земель особо охраняемых природных территорий (земель курортов) означает невозможность предоставления его в собственность заявителю в связи с отнесением его к земельным участкам, ограниченным в обороте, в связи с чем оспариваемый отказ не нарушает права заявителя так как земельный участок не может быт предоставлен в собственность.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 05.02.2013 общество обратилось в управление с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанным земельным участком на право собственности путем его покупки (л.д.13), приложив к нему полный перечень документов указанных в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 №475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

Письмо Управления от 05.04.2013 №27.02-3490 заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:197 в собственность отказано, мотивируя это многоконтурностью испрашиваемого земельного участка и отсутствием согласия кредиторов (л.д.47).

Полагая, что отказ в переоформлении права не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе имеют право на приобретение земельных участков в собственность или аренду.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования на землю подлежит переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 11.03.2013 №2343/12/13-192394, площадью 17 657 404 кв. м, указанный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 23:37:0000000:197, и имеет целевое назначение: для сельскохозяйственного производства.

На спорном земельном участке расположены строения: зерносклад литер А, коровник литер И, столовая литер В,в, бойня литер А.

ЗАО  «Агрокомплекс «Витязевский» владеет спорным земельным участком, на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права заявителя от 01.12.2011                № 23-АК 473118, выданного Управлением Росреестра по Краснодарскому краю.

05.02.2013 общество обратилось в управление с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанным земельным участком на право собственности путем его покупки.

Письмом Управления от 05.04.2013 №27.02-3490 заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:197 в собственность отказано, мотивируя это многоконтурностью испрашиваемого земельного участка и отсутствием согласия кредиторов (л.д.47).

Суд первой  инстанции  обоснованно указал,  что  является  незаконной  позиция  администрации о невозможности  предоставления  земельного участка в собственность в виду банкротства  заявителя  и отсутствия  согласия  кредитов, так как   не соответствует  действующему  законодательству  и противоречит правоприменительной  практике, изложенной  в Постановлении   Президиума  ВАС РФ  от 20.09.2011г. № 4344/11 по делу  № А01-1478/2009. Также  был отклонен  довод  администрации о невозможности  предоставления  земельного участка в собственность  в виду его многоконтурности,  так как земельный  участок  находится  у заявителя  на праве постоянного  (бессрочного) пользования.

При вынесении  решения  суд первой  инстанции указал, что администрацией не  доказана относимость спорного участка к соответствующим  санитарным  (горно-санитарным) зонам.             

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходит  из того, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, предоставление его в собственность не допускается в силу Закона.

Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 4 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 №3-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 № 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа", району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета министров РСФСР от 30.01.1985 № 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона.

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.

Таким образом, отнесение спорного земельного участка к числу земель особо охраняемых природных территорий основано на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Указа Президента Российской Федерации от 22.09.1994 № 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа", Постановлением Совета министров РСФСР от 30.01.1985 № 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае".

Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок расположен по адресу: г. Анапа, с/о Благовещенский, ООО «Благовещенка», юго-восточная часть

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу n А01-2232/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также