Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу n А32-24970/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-24970/2013 15 апреля 2014 года 15АП-22559/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Шимбаревой Н.В., судей Д.В. Николаева, Н.В. Сулименко при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красиной А.Ю. при участии: от ООО «Сельта»: представитель Сочнев М.В. по доверенности от 04.12.2013 от ООО «КУБИС Транс»: представитель Фатьянова А.М. по доверенности от 15.11.2013 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельта» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу № А32-24970/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью «Сельта» к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «КУБИС Транс» при участии третьего лица: закрытого акционерного общества «Тандер» о взыскании стоимости утраченного груза принятое в составе судьи Дуб С.Н. УСТАНОВИЛ: ООО «Сельта» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО «КУБИС Транс» (далее – ответчик) о возмещении ущерба в сумме 1 857 636 руб., понесенного истцом в результате оплаты ЗАО «Тандер» стоимости утраченного груза. Исковые требования мотивированы тем, что между ООО «Сельта» и ЗАО «Тандер» заключен договор № ГК-6/10/06 от 01.01.2006 на перевозку грузов автомобильным транспортом, в соответствии с которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать и доставлять грузы в пункты назначения, а заказчик предъявлять к перевозке грузы и уплачивать за перевозку установленную плату в порядке и на условиях, предусмотренных данным договором. Между ООО «Сельта» и ООО «КУБИС Транс» заключен договор на перевозку грузов автомобильным транспортом № СЛТ2/13 от 12.12.2012, в соответствии с которым истец поручает, а ответчик обязуется выполнить или поручить третьим лицам доставку автомобильным транспортом и экспедировать вверенный ему груз из пункта отправления в пункт назначения на условиях договора и приложений к нему. В соответствии с заявкой истца на оказание транспортно-экспедиционных услуг № 35 от 01.04.2013 ответчик принял к перевозке груз в количестве 31 поддона для доставки его по маршруту г. Тула – г. Челябинск ЗАО «Тандер». Ответчиком при принятии заявки в качестве водителя был указан Асагыев М.Т., его паспортные данные, название и номер транспортного средства. Водитель Асагыев М.Т. принял груз к перевозке, но в пункт назначения груз не доставил. Местонахождения груза неизвестно. По данному факту возбуждено уголовное дело, в рамках которого водитель дал объяснения о том, что принимал груз к перевозке, пункт отправления и назначения был сообщен ему начальником про телефону. При передаче груза грузополучателю в сопровождающих груз документах ответственные лица не расписывались. В связи с утратой груза, неисполнением обязательств перед ЗАО «Тандер» истцом был оплачен ущерб в сумме 1 857 636 руб., выплата подтверждена актом зачета встречных требований. Выплаченная ЗАО «Тандер» сумма предъявлена ко взысканию с ответчика в связи с неисполнением им обязательств из договора с ООО «Сельта». Решением суда от 29.11.2013 в иске отказано. Суд пришел к выводу о недоказанности факта принятия груза к перевозке. В деле отсутствуют доверенности, выданные водителю Асагыеву М.Т., товарные накладные не имеют подписи данного лица. Журнал записей о приеме груза и журнал регистрации загрузки, содержащие подписи водителя, суд в качестве надлежащих доказательств не принял. Кроме того, истцом не доказан размер ущерба, поскольку отсутствуют сведения о товаре, который возможно был принят к перевозке. ООО «Сельта» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило судебный акт отменить. Податель жалобы считает, что суд недостаточно исследовал доказательства и не принял мер к установлению фактических обстоятельств, неверно оценил имеющиеся в деле доказательства, противоречия в позиции ответчика, не принял мер к устранению данных противоречий. В обоснование доводов жалобы истец сослался на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении № 2929/2011 от 06.09.2011, согласно которой суд не может полностью отказать в удовлетворении требования участника хозяйственного общества о возмещении убытков, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности. Размер убытков, заявленный истцом, подтверждается им документами, полученными от ЗАО «Тандер». Именно ЗАО «Тандер» являлось грузополучателем и грузоотправителем по заявленной перевозке, имеет возможность дать суду пояснения об обстоятельствах дела. В связи с чем, суд апелляционной инстанции с целью полного исследования обстоятельств дела счел необходимым привлечь к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО «Тандер». В судебном заседании суд огласил, что от ООО «Сельта» через канцелярию поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, копия товарно-транспортной накладной от 04.04.2013 для приобщения к материалам дела. Суд огласил, что от ЗАО «Тандер» через канцелярию поступили дополнительные доказательства по определению суда – реестры отгрузок с РЦ, фотографии транспортного средства в период отгрузки, расчет стоимости утраченного груза. Суд апелляционной инстанции счел возможным приобщить дополнительные документы к материалам дела, поскольку таковые представлены третьим лицом, привлеченным на стадии апелляционного обжалования, в целях полного исследования обстоятельств по делу. Представитель ООО «КУБИС Транс» в судебном заседании ознакомился с представленными документами, ходатайств об отложении судебного разбирательства, невозможности рассмотрения дела в настоящем судебном заседании не заявил. Представитель ООО «Сельта» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить. Представитель ООО «КУБИС Транс» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 12.12.2012 между ООО «Сельта» (заказчик) и ООО «КУБИС Транс» (перевозчик) был заключен договор № СЛТ2/13 на перевозку грузов автомобильным транспортном, согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а перевозчик обязуется выполнить или поручить третьим лицам доставку автомобильным транспортном и экспедировать вверенный ему груз заказчика из пункта отправления в пункт назначения, указанные заказчиком, на условиях, изложенных в договоре и приложениях к нему. Перевозки осуществляются перевозчиком на основании заявок, выставляемых заказчиком перевозчику (пункт 2.1). Согласно пункту 2.5 договора перевозчик обязан подать под загрузку исправный транспорт в количестве, необходимом для перевозки заявленного количества груза и в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем требованиям, предъявляемым для перевозки данной категории грузов. Заказчик обязан проверить перед погрузкой пригодность в коммерческом отношении подвижного состава для перевозки данного груза. В пункте 2.6 договора стороны согласовали, что по прибытии транспорта под погрузку перевозчик предоставляет грузоотправителю соответствующим образом подтвержденные полномочия на получение груза согласно поданной заявке. Путевой лист и доверенность, заверенные печатью перевозчика, при предъявлении водителем-экспедитором документа, удостоверяющего его личность, являются основанием для получения им груза к перевозке с материальной ответственностью перевозчика. Перевозчик обязан предоставить грузополучателю на доставленный груз товарно-транспортные накладные, установленной формы в количестве 3 штук, а также счета-фактуры, сертификаты соответствия, качественные удостоверения, товарные накладные и иные необходимые документы согласно требованиям действующего законодательства (пункт 2.10). В соответствии с пунктом 2.11 предъявленный к перевозке груз должен быть размещен на поддонах и упакован паллетной пленкой. Водитель принимает груз по количеству поддонов. Согласно заявке на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортном № 35 от 01.04.2013, подписанной сторонами, и акту загрузки от 05.04.2013 ответчиком был принят к перевозке сборный груз в количестве 31 поддона для доставки его грузополучателю – ЗАО «Тандер». Груз являлся транзитным. Груз доставлен не был, в соответствии с актом-соглашением № 61-ГКФ о погашении взаимных обязательств зачетом между ЗАО «Тандер» и истцом был произведен зачет встречных требований на сумму стоимости утраченного грузка 1 857 636 руб. Приведенные обстоятельства послужили основанием обращения в суд с требованием о взыскании убытков в размере стоимости утраченного груза. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что доказательства, подтверждающие получение груза ответчиком с указанием его наименования, количества и стоимости не представлены, размер ущерба не обоснован и не доказан. Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, полагает, что он сделан при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ), с учетом следующего. Исходя из буквального толкования положений заключенного договора, в частности, его названия, а также из пунктов 1.1, 3.1, перевозчик принял на себя обязательства не только осуществить перевозку груза, но и оказать комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой. Таким образом, сложившиеся между сторонами отношения, регулируются положениями главы 41 «Транспортная экспедиция». Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Согласно положениям главы 41 ГК РФ, регулирующей правоотношения, вытекающие из договоров транспортной экспедиции, при юридической квалификации сделки в качестве договора транспортной экспедиции должны учитываться предмет и содержание принятых сторонами на себя обязательств. Круг обязанностей экспедитора определяется соглашением сторон (часть 3 статьи 801) и при отсутствии в договоре указаний о возложении на экспедитора определенных обязанностей лишает возможности привлечь экспедитора к ответственности за неисполнение обязанностей. Порядок приемки грузов должен устанавливаться соглашением между клиентом и экспедитором. Из этого следует, что соблюдение сторонами письменной формы совершения сделки транспортной экспедиции является обязательным условием, на что указывается в части 1 статьи 802 ГК РФ. В свою очередь, несоблюдение письменной формы сделки транспортной экспедиции не влечет ее недействительность, но лишает стороны оснований в случае спора привлечь к ответственности экспедитора, обязанности которого не определены соглашением. В силу статьи 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортной экспедиции» правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются: перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг; порядок оказания экспедиционных услуг. Согласно пункту 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 (далее – Правила № 554), экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Пунктом 5 Правил № 554, предусмотрено, что экспедиторскими документами являются: - поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); - экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); - складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Согласно пункту 6 названных Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил. Аналогичные положения содержатся в пунктах 5, 6 Порядка оформления и формы экспедиторских документов, утвержденного приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23. Пунктом 8 Правил № 554 предусмотрено, что для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу n А32-20271/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|