Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу n А01-2467/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А01-2467/2013

25 апреля 2014 года                                                                           15АП-4043/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.

судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Костенко М.А.

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.02.2014 по делу № А01-2467/2013 по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Майкоп» (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (ИНН 0105019721, ОГРН 1020100709694) о взыскании убытков в размере 2 217 975 рублей 55 копеек, третье лицо – Министерство финансов Республики Адыгея,

принятое в составе судьи Нефедова В.Н.

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Город Майкоп» (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании убытков в размере 2 217 975 рублей 55 копеек.

Решением суда от 17.02.2014 взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрации муниципального образования «Город Майкоп» убытки в сумме 2 217 975 рублей 55 копеек в счет компенсации расходов, связанных с приобретением жилого помещения Рахмаевой М.Н.

Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 17.02.2014 отменить, производство по делу в отношении Министерства финансов Российской Федерации прекратить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Министерство финансов Российской Федерации по расходам на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения в силу закона о федеральном бюджете на 2011 год не является главным распорядителем средств федерального бюджета и, таким образом, не может выступать от имени Российской Федерации в качестве ответчика по судебным спорам, связанным с правоотношениями в сфере обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Данные полномочия возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации. Суд не исследовал вопрос о том, обращалась ли администрация за возмещением расходов и получила ли отказ главного распорядителя от выполнения своих обязательств.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Республики Адыгея просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.

От администрации и Министерства финансов Республики Адыгея поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Рахмаева М.Н. составом семьи пять человек, которой по договору социального найма было предоставлено жилое помещение, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с 14.04.2005 года в общем списке, в списке инвалидов и семей имеющих детей инвалидов, с 07.02.2006 года в списке граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и имеющих права на дополнительную жилую площадь, с 29.06.2012 года в списке граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и имеющих права на внеочередное получение жилого помещения.

Решением Майкопского городского суда от 06.11.2012 по делу №2­3284/2012, вступившим в законную силу 25.12.2012г., на администрацию возложена обязанность предоставить Рахмаевой М.Н. жилое помещение, общей площадью не менее 90 кв.м., заключив с ней договор социального найма.

Из мотивировочной части указанного решения следует, что Рахмаев И.А., 14.08.2001 года рождения, страдает тяжелой формой заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья.

Основанием к отнесению Рахмаева И.А. к данной категории указаны постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Во исполнение данного решения суда администрацией приобретена четырехкомнатная квартира, общей площадью 95 кв.м., расположенная по адресу: г. Майкоп, ул. Хакурате, д.222, кв. 30, что подтверждается заявкой на кассовый расход № 00000156 от 04.04.2013 на сумму 2 217 975 рублей 55 копеек, платежным поручением № 1690263 от 04.04.2013 о перечислении денежных средств Нехай Н.Д., свидетельством о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества от 28.03.2013 серии 01-АА № 488023, муниципальным контрактом №2 от 25.03.2013 на приобретение квартиры в муниципальную собственность.

15 мая 2013 г. между администрацией (наймодатель) и Рахмаевой М.Н. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 4 жилых комнат в отдельной квартире, общей площадью 95,0 кв.м., расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Хакурате, д. 222, кв. 30 для проживания в нем (пункт 1 .1 договора).

В связи с несением расходов по предоставлению жилого помещения при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005г., как следует из части второй статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем представителями сторон не оспаривается, что Рахмаева М.Н. была признана нуждающейся в предоставлении жилья и поставлена на соответствующий учет после 1 января 2005 года.

Согласно статье 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.

Согласно пункту 4 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.

Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О, ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

При этом, согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного  значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Министерство финансов в своих возражениях ссылается на то, что главным распорядителем бюджетных средств на цели обеспечения жильем инвалидов и их семей является Министерство регионального развития Российской Федерации.

По утверждению ответчика, обязанность Минрегионразвития РФ по компенсации из федерального бюджета расходов на обеспечение жильем инвалидов следует из приложения № 8 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее - Закон № 357-ФЗ о федеральном бюджете), поскольку данный нормативно-правовой акт определяет Минрегионразвития РФ как главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на эти цели.

Однако в приложении № 8 к Закону № 357-ФЗ о федеральном бюджете Министерство финансов Российской Федерации названо в качестве органа государства, осуществляющего расходы федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, располагающего средствами на эти цели, в том числе на мероприятия по реализации Федерального закона № 181 -ФЗ о социальной защите инвалидов.

Минрегионразвития

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 по делу n А32-20632/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также