Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2014 по делу n А32-37236/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-37236/2013 05 мая 2014 года 15АП-4572/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Чотчаева Б.Т. судей Барановой Ю.И., Величко М.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А. при участии: от истца: представитель не явился, извещен; от ответчика: представитель не явился, извещен рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2014 по делу № А32-37236/2013 по иску Министерства здравоохранения Краснодарского края (ОГРН 1032307165967 ИНН 2309053058) к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Медстандарт" (ОГРН 1102312019908 ИНН 2312177173) о взыскании неустойки, принятое в составе судьи Орловой А.В. УСТАНОВИЛ: министерство здравоохранения Краснодарского края (далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Медстандарт" (далее – общество, ответчик) о взыскании 3 903 342 руб. 69 коп. неустойки. Решением от 13.02.2014 с общества в пользу министерства взыскана неустойка в размере 32 527 руб. 85 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что указанные в пункте 6.2 контракта нарушения являются отличными друг от друга и являются самостоятельными основаниями для начисления неустойки в случае установления факта нарушения поставщиком какого-либо из них в отдельности или нескольких в совокупности. При этом начисление неустойки за нарушение ввода в эксплуатацию медицинского оборудования не может исключать применение меры ответственности к неисправному контрагенту за нарушение срока обучения персонала или за нарушение срока поставки. Пунктом 2.2 государственного контракта определен срок не позднее 30.11.2011, в течение которого поставщик обязан осуществить доставку товара, монтаж и наладку, ввод в эксплуатацию товара, обучение персонала, предоставление документов, подтверждающих качество товара. Из данного условия не следует, что истец обязан исчислить неустойку за просрочку всех обязательств в совокупности. Таким образом, Министерство здравоохранения Краснодарского края правомерно произвело расчет неустойки за каждое из нарушений, что не является применением к поставщику нескольких мер ответственности за одно нарушение. Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие. Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, между Департаментом здравоохранения Краснодарского края (государственный заказчик) и обществом (поставщик) заключен государственный контракт №0318200063911002406-0053151-01 на поставку медицинского оборудования для государственных нужд Краснодарского края от 24.10.2011. Предметом контракта является поставка медицинского оборудования - автомат для окраски цитологических образцов (далее товар) в количестве и по цене, указанным в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, за счет средств краевого бюджета (средств федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Краснодарского края на 2011 - 2012 годы - постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.03.2011 №284 «Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Краснодарского края на 2011-2012 годы») в адрес получателей, указанных в отгрузочной разнарядке, являющейся неотъемлемой частью контракта (п. 1.1. контракта). По условиям п. 2.2. контракта поставщик обязался осуществить поставку товара получателю, получатель - принять товар, а государственный заказчик - оплатить товар. Сроки поставки: до 30.11.2011. Согласно п. 2.2. контракта под поставкой понимается комплекс мероприятий указанных ниже: доставка транспортом поставщика, проведение разгрузочно-погрузочных работ; монтаж и наладка, в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар; ввод в эксплуатацию товара; обучение персонала; предоставление документов, подтверждающих качество товара и документов, подтверждающих соответствие товара. Условия оплаты: безналичный расчет, путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика, указанный в настоящем контракте, в течение 30 банковских дней с момента поставки товара и подписания акта за весь объем выполненных работ/услуг (п. 2.3. контракта). Цена контракта составляет 5 677 589,40 руб., НДС не предусмотрен (п. 3.2. контракта). В соответствии с п. 6.2. контракта поставщик уплачивает государственному заказчику неустойку (штраф, пени) в размере одной третьей действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ в случае не выполнения или ненадлежащего выполнения, в том числе просрочки, следующих обязательств: срока поставки; предоставление документов, подтверждающих качество товара; монтаж и наладка, в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар; ввод в эксплуатацию; обучение персонала; предоставление получателю вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар; предоставление получателю гарантии качества производителя на товар, гарантии качества поставщика на товар. Настоящий контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки поставщику настоящего контракта, подписанного электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени государственного заказчика, и действует по 31.12.2011, а по обязательствам, возникшим в период действия настоящего контракта, но не исполненным до окончания срока действия контракта - до полного исполнения принятых сторонами обязательств (п. 9.1. контракта). Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что общество обязательства по поставке товара, его ввода в эксплуатацию и обучению персонала, исполнены с нарушением сроков, установленных контрактом, в связи с чем, истцом на основании п. 6.2. контракта в адрес ответчика направлены претензии с требованием об уплате неустойки, которые оставлены ответчиком без исполнения, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением. В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). В соответствии с ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), действовавшим в спорный период, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона. Согласно ст. 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Пунктом 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса. Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Право государственного заказчика требовать уплаты неустойки в размере одной третьей действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения поставщиком, в том числе просрочки, принятых на себя обязательств, входящих в поставку товара, предусмотрено пунктом 6.2 контракта. При этом названным пунктом контракта определено, что неустойка (штраф, пени), исчисленная из цены контракта (а в случае нарушения сроков поставки - из стоимости не поставленного в срок товара), начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Как правильно установил суд, факт нарушения ответчиком обязательства по поставке товара в установленный контрактом срок (30.11.2011) подтверждается представленными в материалы дела товарной накладной № 107 от 12.12.2011 и актом о вводе оборудования в эксплуатацию и обучения персонала от 13.12.2011, подписанными сторонами, и ответчиком не оспаривается. В пункте 2.2 контракта стороны предусмотрели срок (не позднее 30.11.2011) и условия поставки: доставка транспортом поставщика; проведение разгрузочно-погрузочных работ; монтаж и наладка, если это предусмотрено технической документацией на товар; ввод в эксплуатацию товара; обучение персонала; представление документов, подтверждающих качество товара. Поскольку в государственном контракте не указаны промежуточные или дополнительные сроки, в течение которых поставщик обязан выполнить монтаж, наладку и ввод в эксплуатацию товара, обучение персонала и предоставление документов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что не позднее 30.11.2011 общество обязано не только доставить и разгрузить товар, но и исполнить названные обязательства, которые включены в условия поставки. По смыслу пункта 6.2 государственного контракта поставка считается завершенной после исполнения ответчиком всех предусмотренных в пункте 2.2 названного контракта работ и действий. Как верно указал суд первой инстанции, пункт 6.2 контракта не предоставляет министерству право рассчитывать неустойку за нарушение срока поставки как сумму, включающую в себя неустойки, каждая из которых исчислена с 01.12.2011 самостоятельно за отдельные действия в виде нарушения представления документов, подтверждающих качество товара, монтажа и наладки товара, ввода его в эксплуатацию, обучения персонала. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что метод расчета неустойки, примененный министерством, не соответствует условиям государственного контракта и приводит к тому, что пени обществу начисляются несколько раз за один и тот же период. Из материалов дела следует, что комплекс поставки товара, указанного в договоре по товарной накладной №107 от 12.12.2011 на сумму 1 892 529 руб. 80 коп. завершен ответчиком 12.12.2011, что подтверждается актом ввода оборудования в эксплуатацию, по товарной накладной №111 от 13.12.2011 на сумму 1 892 529 руб. 80 коп. завершен 13.12.2011, что подтверждается актом ввода оборудования в эксплуатацию. С учетом произведенного судом первой инстанции перерасчета, размер неустойки по поставке товара по накладной № 107 составил 1 892 529 руб. 80 коп. х 8,25% х 12 дней : 3 = 624 534 руб. 83 коп.; по поставке товара по накладной № 111 размер неустойки - 1 892 529 руб. 80 коп. х 8,25% х 13 дней : 3 = 676 579 руб. 40 коп. Таким образом, общая сумма неустойки, обоснованно предъявленной ко взысканию, составила 1 301 114 руб. 23 коп. В судебном заседании ответчик заявил ходатайство об уменьшении размера пени до двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. В соответствии со статьей Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2014 по делу n А53-22698/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|