Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А32-34583/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-34583/2013 07 мая 2014 года 15АП-5719/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимченко О.Х. судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Штерхун Е.Э. при участии: от истца Левитис Виктория Юрьевна по доверенности от 29.04.2014 г. от ответчика не явился, о судебном заседании извещен надлежаще; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар, на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2014 по делу № А32-34583/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью «Апорт» к ответчикам: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата в лице филиала по Краснодарскому краю», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, принятое в составе судьи Тарасенко А.А. УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Апорт» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю (далее – орган кадастрового учета), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее- Управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303009:192 равной его рыночной и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования город Краснодар и Департамент имущественных отношений Краснодарского края. Решением от 12.02.2014 по делу № А32-34583/2013 Арбитражный суд Краснодарского края определил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303009:192 площадью 1 514 кв.м в размере его рыночной стоимости 27 822 248 руб. (рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2011). Обязал ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости новую кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303009:192 площадью 1 514 кв.м. в размере его рыночной стоимости 27 822 248 руб. с момента вступления в законную силу настоящего решения суда. В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе исковых требований к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, отказано. Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Администрация муниципального образования г.Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить решение суда, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы Администрацией муниципального образования город Краснодар приведены следующие доводы. При проведении государственной кадастровой оценки земель, в том числе спорного земельного участка, не было допущено нарушений действующего законодательства. Истцом избран ненадлежащий способ защиты. Обжалуемое решение нарушает права Администрации МО город Краснодар, поскольку в результате уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет не поступят значительные денежные средства. В отзыве на апелляционную жалобу, ООО «Апорт» возражало против доводов апеллянта, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, желобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, огласил доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения Ответчики и третьи лица не обеспечили явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенные арбитражным судом о дате и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков и третьих лиц. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, ООО «Апорт» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303009:192 общей площадью 1514 кв. м, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская, 107, по договору аренды земельного участка № 4300020199 от 11.07.2013. Согласно кадастровому паспорту земельного участка № 2343/12/13-833802 от 24.09.2013г. кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 514 кв.м. по состоянию на момент внесения номера в государственный кадастр недвижимости (11.02.2013г.) составляет 52 471 152,2 руб. Истец не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка, что и явилось основанием для обращения с исковым заявлением в суд. В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил). По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости. В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11 относительно рассмотрения спорных вопросов касающихся расхождений между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, судом первой инстанции, по ходатайству истца, была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011. Проведение экспертизы было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Экспертное предприятие «Стройтекс». По итогам экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 14.01.2014 № 7/16.1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303009:192, по состоянию на 01.01.2011 составила 27 822 248 рублей. Оценивая доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2011, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Возражений по размеру рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной экспертом, равно как и возражений, указывающих на порочность экспертного заключения, лицами, участвующими в деле не заявлено. По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011). Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении от 14.01.2014 № 7/16.1, заявителем жалобы не представлены. В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303009:192, его рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества. Из содержания решения Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2014 по делу № А32-34583/2013 не усматривается, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А53-8985/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|