Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу n А32-30633/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№[email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                     дело № А32-30633/2013

23 мая 2014 года                                                                                              15АП-5809/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2014 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,

судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тур Сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2014 г. по делу № А32-30633/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тур Сервис",

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,

третьи лица: Главное управление Краснодарского края "Комитет по лесу", Рагонян С.А., Гаспарян А.Р.,

принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,

 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Тур Сервис" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление) от 17.01.2013г. № 23-23-46/007/2013-006 и № 23-23-46/007/2013-007 о государственной регистрации права собственности и аннулировать указанные записи (с учетом уточненных требований).

Определением суда первой инстанции от 29.10.2013г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рагонян С.А. и Гаспарян А.Р.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2014г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Решение мотивировано тем, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требованиях.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Тур Сервис" обжаловало его в порядке главы  34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что регистрирующий орган произвел регистрацию права собственности в нарушение Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку земельный участок с кадастровым номером является государственной собственностью, в государственном кадастре недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 23:49:0121007:16 конкретно указана государственная собственность, с категорией земли: земли лесного фонда. На землях лесного фонда не может быть зарегистрировано капитальное строительство. Кроме того, общество пояснило что, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121007: 16 имеет обременение  - долгосрочная аренда на 49 лет. Также общество указывает, что в соответствии со статьей 13 о порядке проведения государственной регистрации прав регистратор обязан провести правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, установить отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Регистрирующий орган не выполнил  указанные требования.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Как следует из материалов дела, в Лазаревский отдел управления 09.01.2013г. с заявлениями о регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности на здание спального корпуса лит.А,а,а1, площадью 193,6 кв.м. и здание спального корпуса лит.Б,б,б1, площадью 188,7 кв.м, расположенные по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Лазаревский район, п.Вардане, ул.Львовская, 2 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 09.01.2013 обратились Рагонян С.А. и Гаспарян А.Р.

Управление указывает, что при проведении правовой экспертизы представленных документов в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее по тексту - Закон №122-ФЗ) регистрирующим органом было установлено соответствие представленных документов нормам действующего законодательства, а также отсутствие оснований для приостановления государственной регистрации либо отказа в государственной регистрации, установленные статьями 19, 20 названного Закона.

В виду вышеизложенного 17.01.2013г. в ЕГРП были внесены записи № 23-23-46/007/2013-006 и № 23-23-46/007/2013-007 о регистрации права собственности Гаспарян А.Р. на указанные выше объекты недвижимости.

Заявитель указывает, что в нарушение действующего законодательства в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним указан несуществующий адрес: пос. Вардане, ул. Львовская, д. 2. К регистрационным документам приложен договор купли-продажи от 9 января 2013 года, в пункте 1.1.3. которого безосновательно указано, что недвижимое имущество расположено на земельном участке кадастровый номер 23:49:0121007:16, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 6 000 кв.м. при том, что фактически указанный земельный участок является государственной собственностью и относится к землям лесного фонда, на которых возведение объектов капитального строительства запрещено. Поскольку лесной участок кадастровый номер 23:49:0121007:16 используется заявителем по договору аренды лесного участка от 14.11.2008г. № 121/09-08, регистрация права собственности на объекты недвижимости за Гаспарян А.Р. нарушает права и законные интересы заявителя.

Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).

Таким образом, действия Управления Росреестра могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия указанных действий закону и нарушения ими прав и законных интересов ООО "Тур - Сервис".

Таких доказательств обществом в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него. Пункт 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывает, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Согласно статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, в том числе, и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 информационного письма от 16.02.2001 г. № 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выработана рекомендация, согласно которой сделки с землей и другим недвижимым имуществом, в силу пункта 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о регистрации прав. Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Отдельной обязательной государственной регистрации подлежат только те договоры с недвижимым имуществом, для которых она прямо предусмотрена в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Порядок внесения записи о прекращении прав, ограничении (обременении) регулируется Правилами Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998г. № 219, и Инструкцией о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации от 06.08.2004 г. № 135. В соответствии с пунктом 23 Инструкции внесение в Единый государственный реестр прав записей о прекращении договора аренды, в том числе погашение регистрационных записей, проводится на основании одного заявления, которое может быть подано одной из сторон договора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

В силу положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

В силу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010г. № 10/22), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу n А32-26337/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также