Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу n А32-43751/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-43751/2013

02 июня 2014 года                                                                              15АП-7898/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей  Барановой Ю.И., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.

при участии:

от ответчика – представитель Прудников В.И. по доверенности № 04-14 от 20.01.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2014 по делу № А32-43751/2013

по иску администрации города Сочи

к ответчику - ООО "Проспект Пушкина"

о взыскании неустойки и по встречному иску

принятое в составе судьи Дуб С.Н.

УСТАНОВИЛ:

администрация г. Сочи обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Проспект Пушкина" о взыскании неустойки в размере 9978560000 рублей (с учетом увеличения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 67).

В свою очередь, ООО "Проспект Пушкина" обратилось в суд с встречным иском к администрации города Сочи о признании соглашения от 01.03.2013 "О контроле (мониторинге) за завершением строительства объекта, расположенного в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, и приведением его в соответствие с установленными требованиями к единому архитектурному облику" недействительным.

Решением от 04.04.2014 в первоначальном иске отказано. Производство по встречному иску прекращено.

Решение мотивировано тем, что по условиям заключенного сторонами соглашения истец обязался выдать ответчику разрешение на строительство не позднее 01.12.2013. Данная обязанность истцом не исполнена, в письме от 22.07.2013 истец отказал ответчику в продлении срока действия ранее выданного разрешения. Спорное соглашение расторгнуто истцом по письму от 22.07.2013. Поскольку период начисления заявленной к взысканию неустойки определен истцом с 02.12.2013, оснований для применения к ответчику договорной ответственности после прекращения договорных отношений между сторонами не имеется. Производство по встречному иску прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом ООО "Проспект Пушкина" от иска (протокол судебного заседания от 03.04.2014 - л.д. 108).

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчиком по первоначальному иску не исполнены обязательства по заключенному сторонами соглашению. По мнению заявителя, неустойка за период просрочки исполнения обязательств с 02.12.2013 по 03.12.2013 начислена правомерно и подлежит взысканию с ответчика.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации г. Сочи не явился. Администрация извещена о рассмотрении апелляционной жалобы в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12.

Представитель ответчика в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 01.03.2013 между сторонами заключено соглашение о контроле (мониторинге) за завершением строительства объекта, расположенного в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, и приведением его в соответствие с установленными требованиями к единому архитектурному облику, согласно которому ООО "Проспект Пушкина" (исполнитель)  обязалось в сроки, установленные планом (приложение № 1 - л.д. 14-15) выполнить работы и мероприятия, направленные на завершение строительства объекта, расположенного в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, привести этот объект в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику, а администрация г. Сочи обязалась без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя осуществлять контроль (монтиринг) за завершением строительства и (или) приведением объекта в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику: площадь застройки - 416,0 кв.м, общая площадь строения - 6236,0 кв.м, строительный объем - 26500 кв.м, этажность - 16, площадь земельного участка - 787,2 кв.м, кадастровый номер земельного участка 23:49:0302012:0030. Адрес расположения объекта: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, пр. Пушкина, в том числе за соблюдением предусмотренных планом сроков начала и окончания работ и мероприятий.

В соответствии с пунктом 1.2 соглашения днем завершения приведения объекта в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику является день подписания акта о приведении в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику. Акт должен быть составлен не позднее 10 дней со дня обращения застройщика в администрацию города Сочи с заявлением о готовности объекта и соответствия его требованиям единого архитектурного облика.

В пункте 2.2.1 соглашения администрация обязалась выдать исполнителю разрешение на завершение строительства объекта на период не позднее 01.12.2013. За нарушение сроков начала и окончания работ и мероприятий, установленных в плане, в том числе, но не ограничиваясь, за нарушение срока начала и окончания ввода объекта в эксплуатацию и (или) приведению его в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику исполнитель уплачивает администрации неустойку в размере 10000 (десять тысяч) рублей за 1 кв.м общей площади объекта за каждый день просрочки (пункт 4.1).

В связи с нарушением исполнителем сроков выполнения мероприятий, предусмотренных в плане-графике работ, администрация г. Сочи обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Согласно части 14 статьи 14 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации города Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории. Границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Корпорацией в порядке, установленном для утверждения правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, и устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи. При этом границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории должны отображаться в документах территориального планирования муниципального образования город-курорт Сочи, а также в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.

Во исполнение указанных норм решением Городского Собрания Сочи от 12.12.2011 № 210 внесены изменения в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи", которым установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории в составе:

- зона международного гостеприимства (зоны особой архитектурно-планировочной организации),

- территории, прилегающие к олимпийским объектам,

- территории, установленные Единой архитектурной концепцией.

В пункте 14.3 статьи 14 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить строительство расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкцию расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает их внешний архитектурный облик, до 1 января 2013 года, если более ранний срок не установлен разрешениями на строительство, и привести внешний архитектурный облик указанных объектов капитального строительства и иных объектов в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов до 1 января 2013 года.

Согласно пункту 14.4 статьи 14 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, и (или) лица, являющиеся правообладателями расположенных на указанных земельных участках объектов недвижимого имущества, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить работы по благоустройству этих земельных участков в соответствии с проектной документацией и (или) правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи до 1 января 2014 года.

В пункте 14.5 статьи 14 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи вправе предъявлять к лицам, указанным в части 14.3 настоящей статьи, требования к исполнению ими обязанностей по завершению строительства, реконструкции расположенных в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории объектов капитального строительства и иных объектов и (или) приведению их внешнего архитектурного облика в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов.

Срок исполнения обязательств исполнителем в полном объеме - 30.11.202013.

В спорном соглашении стороны предусмотрели возможность применения к владельцу договорной ответственности в виде взыскания пени.

В материалах дела имеется требование о приведении объекта недвижимости к единому архитектурно-планировочному облику от 05.11.2013 (л.д. 25), а также требования о консервации объекта от 25.04.2013 (л.д. 30-31), от 05.11.2013 (л.д. 25), в которых представители администрации г. Сочи отразили факт неисполнения ООО "Проспект Пушкина" обязательств.

В результате осмотра объекта 02.12.2013 установлено, что фасадные работы на объекте не выполнены, прилегающая территория к объекту не благоустроена, защитное ограждение строительной площадки не демонтировано. Результаты осмотра зафиксированы в акте от 02.12.2013 (л.д. 48).

Со ссылкой на неисполнение ООО "Проспект Пушкина" обязательств по соглашению, администрация 22.07.2012 направило ООО "Проспект Пушкина" письмо исх. № 7877/0702-34, которым уведомило общество о принятии решения о расторжении соглашения от 01.03.2013 и об отказе в выдаче разрешения на строительство (л.д. 75-76).

В силу пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В спорном соглашении возможность одностороннего отказа от исполнения соглашения не предусмотрена.

Следовательно, указанное письмо неправомерно принято судом первой инстанции как доказательство прекращения договорных отношений между сторонами.

Вместе с тем, в пункте 2.2.1 соглашения установлено, что администрация выдает исполнителю разрешение на завершение строительства объекта на период не позднее 01.12.2013.

До заключения спорного соглашения ООО "Проспект Пушкина" выдавались разрешения на строительство сроком действия до 01.03.2009 (л.д. 17) и до 01.12.2012 (л.д. 16).

Предметом

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу n А53-11208/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также