Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу n А32-37731/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-37731/2013

05 июня 2014 года                                                                              15АП-7131/2014

                                                                                                                15АП-8522/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.

судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.

при участии:

от жилищно-строительного кооператива «Дон»: председателя Долгоносова Анатолия Николаевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Краснодару, жилищно-строительного кооператива «Дон»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2014 по делу № А32-37731/2013

принятое в составе судьи Суханова Р.Ю.

по заявлению жилищно-строительного кооператива «Дон»

к Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Краснодару

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

 

жилищно-строительный кооператив «Дон» (далее – ЖСК «Дон», кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Краснодару (далее – ИНФС №2 по г. Краснодару, налоговая инспекция, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 13.09.2013 об отказе в государственной регистрации изменений и отказа в возврате квитанции об уплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2014 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения от 13.09.2013 об отказе в государственной регистрации изменений. В удовлетворении требований о признании незаконным отказа в возврате квитанции об уплате государственной пошлины отказано. Суд пришел к выводу о том, что  заявителем в налоговую инспекцию поданы все необходимые документы, перечисленные в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ). Формальные нарушения порядка заполнения заявления не препятствовали регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения в Единый государственный реестр юридических лиц. В связи с отсутствием доказательства направления в регистрирующий орган квитанции об уплате государственной пошлины, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о ее возврате.

Не согласившись с данным судебным актом,  ИФНС № 2 по г. Краснодару обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 11.03.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на то, что подача заявления формы № Р14001, оформленного ненадлежащим образом, означает его непредставление. Указанное обстоятельство, в соответствии с пунктом «а» статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) является законным основанием для отказа заявителю в государственной регистрации.  

ЖСК «Дон» не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о возврате квитанции об уплате государственной пошлины, также обжаловал его в апелляционном порядке, просил изменить решение суда первой инстанции, обязав ИФНС № 2 по г. Краснодару возвратить незаконно удерживаемую квитанцию об уплате государственной пошлины ЖСК «Дон», которая ошибочно была приложена кооперативом к заявлению. При рассмотрении дела судом первой инстанции указанная квитанция была представлена на обозрение представителем ИФНС № 2 по г. Краснодару, однако, судом незаконно отказано в удовлетворении указанного требования.  

Представитель кооператива просил изменить решение суда первой инстанции, обязав ИФНС №2 по г.Краснодару возвратить незаконно удерживаемую квитанцию об уплате ЖСК «Дон» государственной пошлины.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЖСК «Дон» направил в адрес налоговой инспекции ценным письмом с описью вложения заявление от 06.09.2013 по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Решением налоговой инспекции от 13.09.2013 кооперативу было отказано в государственной регистрации изменений, не связанных с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (т.1 л.д. 38).

Поводом для отказа явилось то обстоятельство, что заявление по форме Р14001 было заполнено с нарушением требований, установленных Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», что расценено налоговой инспекцией как непредставление кооперативом заявления по форме Р14001.

Кроме того, вместе с заявлением от 06.09.2013 кооперативом в адрес налоговой инспекции ошибочно была направлена квитанция об уплате государственной пошлины. ЖСК «Дон» обращался в ИФНС № 2 по г. Краснодару с заявлением о возврате указанной квитанции. Однако, до настоящего времени данная квитанция не возвращена кооперативу.

Полагая, что указанное решение является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Порядок государственной регистрации изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентирован Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю; документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, в силу части 4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление иных документов.

Статьей 23 Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусмотрены основания отказа в государственной регистрации, а именно: а) непредставление заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Федерального закона; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона; з) наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона; и) получение в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для внесения изменений в сведения в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, кооператив представил следующие документы: заявление на 1 листе, заявление формы Р14001 на 11 листах.

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом в регистрирующий орган поданы все необходимые документы, перечисленные в части 2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ.

Довод налоговой инспекции о том, что представление ненадлежащим образом оформленного заявления по форме Р14001 означает его непредставление в регистрирующий орган, судом отклоняется, поскольку названные нарушения порядка заполнения заявления по форме Р14001 являются формальными, не препятствуют

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу n А32-37428/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также