Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу n А32-40692/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-40692/2013 24 июня 2014 года 15АП-8178/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С. при участии: от истца – представитель Киселева Н.П. по доверенности от 19.12.2013; от ответчика – представитель Деревенец И.В. по доверенности от 02.07.2012; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2014 по делу № А32-40692/2013 по иску ОАО "Российские железные дороги" к ответчику - ОАО "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании задолженности принятое в составе судьи Мигулиной Д.А. УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании задолженности в размере 169843 руб. 18 коп. Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решением от 28.03.2014 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что заключенным сторонами договором не предусмотрено взимание платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станционных путях, не определен размер такой платы. Основания для взыскания задолженности отсутствуют. Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что по настоящему делу заявлено требование о взыскании платы за пользование вагонами привлеченного парка, находящихся на путях необщего пользования. Судом неверно квалифицировано заявленное требование как требование о взыскании платы за пользование вагонами, находящихся на путях общего пользования. Спорные вагоны арендованы истцом, собственные и привлеченные вагоны имеют общий правовой режим общего парка. Плата за пользование вагонами за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей предусмотрена в пункте 3 Порядка расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правила их применения. Обязанность по внесению данной платы предусмотрена в пункте 15.1.3 договора, заключенного между сторонами. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал. Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, 24.01.2012 между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «ТМТП» (порт) заключен договор № 85/4 (л.д. 9-10), на основании которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом № 207 к пути № 6 и стрелочным переводом № 228 к пути № 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта, арендуемым у перевозчика. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (пункт 5.1 договора). Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая - не ранее чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов, прибывших в адрес порта. Занятость и свободность выставочных путей № 5 и 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей порта заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика - приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная. В соответствии с пунктом 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути № 5 или № 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта № 11, 13 - до предельного столбика стрелки № 225, путей № 14, 15 - до грузового фронта № 16, путей № 16-23, 17-21 - до грузового фронта № 15, пути № 20 - до предельного столбика стрелки № 232, путей № 18, 19 - до грузового фронта № 1. Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженных или 50 порожних, весом не более 3690 тонн. Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта. На железнодорожном пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6 часов (пункт 12 договора). В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования порта, техническая пригодность использования вагонов под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленным на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона порту под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, устанавливается 10 часов. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте формы ГУ-23, исключается при исчислении срока оборота вагонов. В январе 2013 года на железнодорожный путь необщего пользования подавались вагоны, что подтверждается ведомостями подачи и уборки (л.д. 18-75). Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны портом с разногласиями. За январь 2013 года перевозчик начислил порту плату за пользование вагонами в размере 169843руб 18 коп. В связи с неисполнением портом обязанности по оплате за пользование вагонами, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В пункте 15.1.3 договора, заключенного между сторонами, установлена обязанность порта производить плату за пользование вагонами перевозчика в соответствии с условиями договора, Тарифного руководства № 2 с учетом индекса, установленного приказом ФСТ и действующего на момент оказания услуг. Как отмечено выше, ведомости подачи и уборки вагонов за спорный период подписаны портом с разногласиями. Порт указал на то, что ведомости составлены в нарушение § 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности. Перечисленные в ведомости вагоны, на которые начислена сумма платы за пользование, на основании перевозочных документы, составленных перевозчиком, не являются принадлежащими перевозчику. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поданные порту вагоны не принадлежат перевозчику. При нахождении вагонов на пути необщего пользования порта перевозка груза была закончена, груз выдан грузополучателю, т.е. отношения, регламентированные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе", окончены. Условиями договора от 24.01.2012 № 85/4 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами собственными и привлеченными. Между тем судом первой инстанции не учтено следующее. Обязательства по оплате услуг железнодорожного транспорта, в том числе за пользование вагонами, установлены в статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии с которой за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве. Как видно из материалов дела, спорные вагоны переданы в пользование ОАО «РЖД» в соответствии с Порядком привлечения ОАО "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов, в пункте 2 которого установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка. Следовательно, вагоны собственные и привлеченные имеют правой режим вагонов общего парка, т.е. вагонов, принадлежащих перевозчику. В материалах дела имеется договор аренды № 18 от 26.01.2012, заключенный между ОАО «РЖД» и ОАО «ВГК», согласно которому ОАО «РЖД» привлекает, а ОАО «ВГК» предоставляет для использования в перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования полувагоны, находящиеся в собственности или на ином законном состоянии у ОАО «ВГК» в количестве, определяемом в приложении № 1 к настоящему договору (л.д. 100-107, л.д. 111-112). В пункте 15.1.3 договора от 24.01.2012 № 85/4 предусмотрено, что порт осуществляет плату за пользование вагонами перевозчика в соответствии с условиями договора, правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами Федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2) с учетом индекса, установленного приказом Федеральной службы по тарифам и действующего на момент оказания услуги. Плата за пользование вагонами начисляется перевозчиком по ведомостям подачи и уборки вагонов ежесуточно и предъявляется на подпись уполномоченному работнику порта. Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При таких обстоятельствах выводы судов о том, что условиями договора от 24.01.2012 № 85/4 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами собственными и привлеченными, не соответствуют материалам дела. Данная позиция соответствует сложившейся судебной практике по аналогичным делам между сторонами (дело № А32-28444/2012, №А32-18594/2013, № А32-18498/2013, А32-18593/2013). Расчет задолженности ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспорен, контррасчет не представлен. При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, обжалуемое решение - отмене. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2014 по делу № А32-40692/2013 отменить. Взыскать с ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ОГРН 1022303274674, ИНН 2322001997) в пользу ОАО «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) задолженность в размере 169843 руб. 18 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6096 рублей. Взыскать с ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ОГРН 1022303274674, ИНН 2322001997) в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судья Еремина О.А. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу n А32-37063/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|