Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 n 15АП-812/2010 по делу n А53-26095/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за несвоевременное размещение обществом списка аффилированных лиц в сети Интернет.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2010 г. N 15АП-812/2010
Дело N А53-26095/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Гуденица Т.Г., Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Попсуй Николай Романович по доверенности от 11.02.2010 г., представитель Калиниченко Игорь Николаевич по доверенности от 11.01.2010 г.,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по финансовым рынкам в ЮФО
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.12.2009 г. по делу N А53-26095/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Таганрогское автотранспортное Пассажирское Предприятие"
к заинтересованному лицу Федеральной службе по финансовым рынкам в ЮФО
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Барановой Н.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Таганрогское автотранспортное Пассажирское Предприятие" (далее - "Таганрогское АПП") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам в ЮФО о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2009 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Решением суда от 21.12.2009 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что срок давности привлечения общества к ответственности ФСФР в ЮФО пропущен.
Не согласившись с принятым решением, Федеральная служба по финансовым рынкам в ЮФО обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции применена недействующая редакция статьи 4.5 КоАП РФ - на момент привлечения общества к административной ответственности действовала редакция, согласно которой срок давности по делам о нарушении законодательства о рынке ценных бумаг продлен до 1 года (вступила в силу 13.04.2009 г.), а потому на момент вынесения РО ФСФР постановления о привлечении общества к ответственности срок давности не истек.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Таганрогское автотранспортное пассажирское предприятие" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что административным органом нарушен срок составления протокола по делу об административном правонарушении, событие правонарушения отсутствует, применение штрафа в размере 700 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения, правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва. Представитель РО ФСФР России в ЮФО, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Таганрогское автотранспортное пассажирское предприятие" в сети Интернет размещен текст списка аффилированных лиц 10.07.2009 г., размещение данной информации в ленте новостей состоялось 13.07.2009 г.
09.07.2009 г. Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе выявлен факт несвоевременного размещения обществом "Таганрогское АПП" указанных выше сведений в сети Интернет.
По результатам проведенной проверки, зафиксированным актом от 09.07.2009 г., РО ФСФР в ЮФО составлен в отношении ОАО "Таганрогское АПП" 03.08.2009 г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя РО ФСФР России в ЮФО от 05.10.2009 г. N 58-09-446/пн ОАО "Таганрогское автотранспортное пассажирское предприятие" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии ОАО "Таганрогское АПП" состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, составляет нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Согласно ч. 4 ст. 93 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", акционерное общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н, в редакции Приказа ФСФР России 23.04.2009 г. N 09-14/пз-н, открытое акционерное общество обязано раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
В соответствии с п. 8.5.3 названного Положения, акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала. Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц, акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
Исходя из приведенных выше норм, ОАО "Таганрогское АПП" должно было разместить на сайте Интернет список аффилированных лиц за 2 квартал 2009 г. не позднее 2.07.2009 г., и в срок не позднее 3.07.2009 г. опубликовать сообщение об этом в ленте новостей.
Материалы дела (в том числе распечатка сообщения "Интерфакс" - л.д. 67) свидетельствуют о том, что данные требования законодательных и нормативных актов обществом "Таганрогское АПП" не выполнены - размещение списка аффилированных лиц на странице в сети Интернет осуществлено ОАО "Таганрогское автотранспортное пассажирское предприятие" 10.07.2009 г., а публикация на ленте новостей Интерфакс состоялась 13.07.2009 г.
Приведенные обстоятельства, подтверждающиеся также объяснениями Калиниченко И.Н. - должностного лица ОАО "Таганрогское автотранспортное пассажирское предприятие", ответственного за раскрытие списка аффилированных лиц общества на сайте в сети Интернет, свидетельствуют о наличии в деянии общества "Таганрогское АПП" состава вменяемого ему правонарушения.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку сведений о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства РФ о рынке ценных бумаг материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности совершения ОАО "Таганрогское АПП" правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, является обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, РО ФСФР не допущено. Несвоевременное составление Федеральной службой по финансовым рынкам протокола по делу об административном правонарушении, является несущественным процессуальным нарушением, не повлияло на правильность рассмотрения административного дела и не привело к нарушению прав общества, поскольку о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, является ошибочным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 09.02.2009 г. N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг", вступившего в действие 13.04.2009 г., срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг составляет один год.
На момент, когда у общества возникла обязанность по размещению списка аффилированных лиц за 2-й квартал 2009 года (не позднее 02.07.2009 г.), действовала указанная редакция части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Поэтому годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления (05.10.2009 г.) не является пропущенным.
Размер назначенного обществу наказания соответствует минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Доводы общества о малозначительности совершенного им правонарушения апелляционным судом отклоняются.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд апелляционной инстанции считает невозможным квалификацию совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного, поскольку неисполнение обязанности публикации информации об аффилированных лицах акционерного общества посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг, является нарушением установленного законодательством принципа информационной прозрачности функционирования данного рынка, в то время как соблюдение указанного принципа является гарантией защиты прав не только самих владельцев ценных бумаг, но и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то есть всех потенциальных владельцев ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 г. N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Апелляционным судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным. Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
С учетом приведенных выше норм, а также исходя из фактических обстоятельств дела апелляционный суд считает, что совершенное обществом правонарушение посягает на обеспечение реализации единой государственной политики в сфере рынка ценных бумаг и свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере раскрытия информации в установленной форме и на этом основании признает, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных обществом требований.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 декабря 2009 года отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Таганрогское автотранспортное пассажирское предприятие" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Н.Н.ИВАНОВА

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 n 15АП-734/2010 по делу n А32-43452/2005 По требованию об удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также