Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2010 n 15АП-12589/2009 по делу n А32-15606/2009 По делу об отмене решения налогового органа в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату налога на землю, начисления пени по указанному налогу и уплаты налога.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. N 15АП-12589/2009
Дело N А32-15606/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей А.В. Гиданкиной, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: Барыбин А.В., представитель по доверенности от 05.02.2010 г.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен (уведомление N 35057)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Анапский хлебокомбинат"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10 декабря 2009 г. по делу N А32-15606/2009-12/115
по заявлению ОАО "Анапский хлебокомбинат"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г.-к. Анапа
о признании недействительным решения N 20-Д от 31.03.09 г. в части
принятое в составе судьи Савченко Л.А.
установил:
ОАО "Анапский хлебокомбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края (далее - налоговый орган, инспекция) N 20Д от 31.03.09 г. в части п. 1 привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату налога на землю за 2006 г. в размере 292 199 руб., за 2007 г. в размере 295 379 руб.; п. 2 начисления пени по налогу на землю в сумме 227 177 руб.; п. 3 уплаты налога на землю в сумме 730 497 руб., и в сумме 1 476 894 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 10.12.09 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Анапский хлебокомбинат" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило отменить судебный акт, принять по делу новый об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИФНС России по городу-курорту Анапа проведена выездная налоговая проверка ОАО "Хлебокомбинат" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г., по НДФЛ с 01.01.2006 г. по 31.05.2008 г.
По результатам проверки налоговым органом составлен Акт выездной налоговой проверки N 20 Д от 02.03.2009 г., на основании которого принято Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 20Д от 31.03.2009 г. Указанным решением Обществу, в том числе доначислен земельный налог по сроку уплаты 01.02.2007 г. в сумме 730 497 руб., по сроку уплаты 01.02.2008 г. в сумме 1 476 894 руб., в порядке ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату земельного налога исчислены пени сумме 227 177 руб., в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за неуплату земельного налога за 2006 г. в размере 292 199 руб., за 2007 г. в размере 295 379 руб.
Указанное Решение было оспорено обществом в апелляционном порядке в Управление ФНС РФ по Краснодарскому краю.
Решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю N 16-12-288-647 от 29.05.2009 г. апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что ненормативный акт налоговой инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки налоговым органом было установлено следующее. По данным налоговой декларации, представленной Обществом за 2006 г. сумма земельного налога составила 1051085 руб., в том числе по земельному участку кадастровый номер 23:37:0102028:0004 площадью 13600 кв. м, находящегося по адресу: г. Анапа, ул. Заводская, 286, кадастровая стоимость 58674480 руб. сумма налога составила 149 620 руб. (58674480 x 1,5% x 0,17). Налоговым органом обществу доначислен земельный налог за 2006 г. в сумме 730 497 руб. по следующим основаниям. При исчислении земельного налога предприятие применило корректирующий коэффициент 0,17 на земельный участок площадью 13600 кв. м, расположенный по адресу: г. Анапа, ул. Заводская, 286. Данный коэффициент рассчитан Обществом, исходя из доли земли, оставшейся в пользовании общества после реализации нескольких объектов недвижимости. Налоговым органом установлено, что у Общества на указанный земельный участок имеется Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования N 403000000114 от 16.02.1993 г. По данным информации, представленной Управлением имущественных отношений сведения о переуступке прав пользования данным земельным участком отсутствуют. Документы, подтверждающие возникновение права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками у покупателей объектов недвижимости обществом в ходе проверки представлены не были. С учетом изложенного, налоговый орган посчитал, что Общество неправомерно самостоятельно определило используемую площадь земельного участка и уменьшило размер подлежащего уплате земельного налога.
По данным налоговой декларации представленной обществом сумма земельного налога за 2007 год составила 1051085 руб., в том числе: земельный участок - кадастровый номер 23:37:0102034:0004, адрес: г. Анапа, ул. Астраханская, 102, площадь: 28300 кв. м, кадастровая стоимость: 77796700 руб. Сумма налога: 77796700 x 1,15% = 894662 руб.; земельный участок - кадастровый номер 23:37:0602003:0656, адрес: г. Анапа, ст. Гостагаевская, ул. Комсомольская, 10, площадь: 800 кв. м, кадастровая стоимость: 680320 руб. Сумма налога: 680320 x 1% = 6803 руб.; - земельный участок - кадастровый номер 23:37:0102028:0004, адрес: г. Анапа, ул. Заводская, 286, площадь: 13600 кв. м, кадастровая стоимость: 58674480 руб. Сумма налога: 58674480 x 1,5% x 0,17 = 149620 руб.;
Налоговой проверкой обществу доначислен земельный налог за 2007 г. в сумме 1 476 894 руб. по следующим основаниям. В нарушение статьи 390 Налогового кодекса РФ ОАО "Хлебокомбинат" была занижена налоговая база для исчисления земельного налога. Занижение налоговой базы произошло в результате использования налогоплательщиком в 2007 г. при исчислении земельного налога кадастровой стоимости земельных участков установленной на 2006 г. Вместе с тем, в 2006 г. была проведена корректировка государственной кадастровой оценки земель г.-к. Анапа, были внесены изменения в результаты государственной кадастровой оценки земель 2002 г. Результаты корректировки утверждены Решением Совета муниципального образования г.-к. Анапа от 26.12.2006 г. N 448 "Об утверждении результатов корректировки государственной кадастровой оценки земель поселений муниципального образования город-курорт Анапа" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". В связи с переходным периодом кадастровая стоимость спорных участков была определена 20.02.2007 г. и по состоянию на 01.01.2007 г. составила: - земельный участок - кадастровый номер 23:37:0102034:0004 - кадастровая стоимость - 106308950 руб.; земельный участок - кадастровый номер 23:37:0602003:0656 - кадастровая стоимость - 680320 руб.; земельный участок стоимость - кадастровый номер 23:37:0102028:0004 - кадастровая стоимость - 86574880 руб. С учетом изложенного, сумма неуплаченного земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:37:0102034:0004, адрес: г. Анапа, ул. Астраханская, 102, составила 327 891 руб. Кроме того, в нарушение статьи 396 Налогового кодекса РФ ОАО "Хлебокомбинат" допущено не полное начисление (не уплата) земельного налога за земельный участок кадастровый номер 23:37:0102028:0004, площадью 13600 кв. м, находящийся по адресу: г. Анапа, ул. Заводская, 28б в связи с применением корректирующего коэффициента 0,17 по основаниям изложенным выше, сумма налога на землю, доначисленного налоговым органом составила 1 149 003 руб.
Суд первой инстанции, поддерживая доводы инспекции, пришел к обоснованному выводу о том, что общество является плательщиком земельного налога в 2006 - 2007 г. в отношении земельного участка по адресу: г. Анапа, ул. Заводская, 28б, площадью 13600 кв. м по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Поэтому, в случае, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 Земельного кодекса РФ на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (п. 2 ст. 268, п. 1 ст. 271 Гражданского кодекса РФ), обязан оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Указанная позиция изложена в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 г.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54).
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Выданные государственные акты на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей, а также свидетельства о праве собственности на землю признаются действительными в связи с указанием на это в Федеральном законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статье 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2010 n 15АП-12539/2009 по делу n А01-1715/2008 По делу о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества в части продажи земельного участка и истребовании участка из незаконного владения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея  »
Читайте также