Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу n А32-31772/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-31772/2013

01 августа 2014 года                                                                             15АП-6194/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,

судей Сулименко Н.В., Стрекачёва А.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Костенко М.А.

при участии:

участвующие в деле лица не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 17.03.2014 по делу № А32-31772/2013

по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея

к ОАО «Дорожно-строительное управление № 1»

о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде принятое в составе Нарышкиной Н.В.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Дорожно-строительное управление №1» (далее - общество) о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 6 594 000 руб.

Решением от 17.03.2014 г. в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что управлением не доказано осуществление обществом деятельности, в процессе которой размещаются отходы в смысле, придаваемом Законом об отходах.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы указало, что суд первой инстанции не учел, что состав правонарушения ст. 8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, при этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Управлением был доказан факт размещения обществом отходов производства и потребления. Управление обоснованно использовало для расчета вреда методику, утвержденную Приказом Минприроды РФ N 238 08.07.2010.

Участвующие в деле лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, при проведении обследования территории ОАО «Дорожно-строительное управление № 1» - земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:507, расположенном по адресу: г. Краснодар, Пашковский сельский округ, почтовое отделение связи № 37, х. им. Ленина, обнаружено размещение отходов «металлическая тара из-под лакокрасочных материалов» на открытом грунте в количестве 500 шт. общей массой 1 тонна. Также на территории участка обнаружено размещение грунтов, образующихся при проведении землеройных работ, с остатками отходов бетонных ограждений и отходов покрышек отработанных. Общая площадь земельного участка, на котором размещаются данные отходы составляет 700 м2, средняя высота составляет 1,5 м (т. 1 л.д. 23).

По результатам обследования составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 25.03.2013 № 2, в котором указано, что ФГУ ЦЛАТИ в присутствии понятых отобраны пробы отхода грунта, образующегося при проведении землеройных работ. Обследование территории проводилось в присутствии инженера-геодезиста общества Долгопята А.В., который от подписи акта обследования отказался.

ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» произведены лабораторные исследования отобранных проб грунта от проведения землеройных работ, содержащий железобетон в кусковой форме, в целях установления класса опасности и плотности отхода (т. 1 л.д. 32).

По результатам лабораторных исследований установлено: отход «грунт от проведения землеройных работ, содержащий железобетон в кусковой форме», имеющий состав: грунт - 74,5 %; асфальтобетон - 1,1 %; бетон, железобетон - 19,6 %; гравий - 4,8 %, отнесен к V классу опасности для окружающей природной среде по результатам биотестирования (т. 1 л.д. 33).

Согласно протоколу биотестирования отхода от 01.04.2013 № 266 «в ходе токсикологического анализа установлено отсутствие острого токсического действия водной вытяжки отхода № 266/ - на тест - организмы Daphnia magna и Scenedesmus quadricauda» (т. 1 л.д. 34).

Протоколом морфологического состава отхода от 01.04.2013 № 266 определены компоненты отхода, приложением к протоколу определена плотность отхода - 1,57 г/см3 (т. 1 л.д. 35-36).

В отношении ОАО «Дорожно-строительное управление № 1» управлением возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 29.04.2013 № 13-87-030-ЭП-7 (т.1 л.д. 80-97).

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 16.05.2013 №13-87-030-ЭП-7-2 ОАО «Дорожно-строительное управление № 1» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ (т. 1 л.д. 64-77).

Расчет вреда окружающей среде произведен управлением в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды». Управление направило ОАО «Дорожно-строительное управление № 1» письмо от 30.07.2013 № 0101/13/6684 о возмещении ущерба, причиненного несанкционированным размещением отходов производства и потребления, в размере 6 594 000 руб. в добровольном порядке (т. 1 л.д. 18-19)

В связи с тем, что сумма вреда в добровольном порядке ОАО «Дорожно-строительное управление № 1» уплачена не была, управление обратилось с иском в арбитражный суд.

При вынесении решения, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:

В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Статьей 13 ЗК РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда заявителю необходимо доказать противоправность поведения причинителя вреда, вину данного лица, причиненные противоправным действием лица убытки, а также причинно - следственную связь между противоправным действием причинителя вреда и возникшим вредом.

Как видно из материалов дела, управлением вменяется ОАО «Дорожно-строительное управление № 1» несанкционированное размещение отходов производства и потребления.

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещению отходов.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. При этом, объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу n А53-2259/2010. Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)  »
Читайте также