Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А32-27359/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-27359/2013

15 августа 2014 года                                                                          15АП-11330/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи  Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности от 11.10.2013 – Журавлев Г.В.,  паспорт.

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 05.08.2014 – Березин К.И., удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубань Риэлт"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 по делу № А32-27359/2013, принятое судьей  Хмелевцевой А.С.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубань Риэлт"

к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Кубань Риэлт" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу (далее – управление, административный орган) от 26.07.2013 № 23-13/113 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы тем, что сумма сделок общества не превышает 600 000 рублей, в связи с чем квалификация правонарушения по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ необоснованна.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 постановление изменено в части примененного административным органом штрафа, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в деянии общества имеется событие и состав вменяемого ему правонарушения, однако, оснований для применения повышенного размера санкции административным органом не приведено, в связи с чем штраф снижен до минимального (200 000 рублей).

Общество с ограниченной ответственностью "Кубань Риэлт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и просило решение отменить, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Полагает, что вменяемое обществу правонарушение подлежит квалификации по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, поскольку сумма сделок не превышает 600 000 рублей, денежные средства были использованы на выплату заработной платы работникам общества. Судом допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в утрате аудиозаписей судебных заседаний, что является безусловным основанием к отмене судебного акта.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя управления от 12.07.2013 сотрудники управления провели проверку соблюдения обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2012 по 08.07.2013.

В ходе проведения проверки установлен факт неисполнения обществом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в связи с чем 19.07.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27 Кодекса.

Так, по результатам проверки выявлены нарушения:

– общество использует в работе редакцию правил внутреннего контроля от 20.08.2008, не приведенную в соответствие с требованиями действующего законодательства;

– специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение и применение Правил внутреннего контроля, не соответствует квалификационным требованиям;

– перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку, не утвержден, программа обучения сотрудников не разработана, проведение (прохождение) инструктажей не разработано;

– в правилах внутреннего контроля не определен порядок и способ фиксации результатов идентификации клиентов;

– общество заключило договоры займа о получении от физического лица беспроцентного займа без предоставления соответствующих сведений в орган контроля.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 26.07.2013 заместитель руководителя управления вынес постановление № 23-13/113, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд.

Отказывая обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 26.07.2013 № 23-13/113, суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 15.27 КоАП Российской Федерации действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица. Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон № 115-ФЗ).

В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Суд установил, что основным видом деятельности общества является предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, следовательно, на общество распространяются требования Закона № 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

Согласно части 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию названных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации (а); устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (б).

На момент проведения проверки общество использует в работе Правила внутреннего контроля, утвержденные руководителем общества 20.01.2008.

Данный документ не соответствует требованиям Федеральных законов от 03.06.2009 № 121-ФЗ, 23.07.2010 № 176-ФЗ, 27.07.2010 № 197-ФЗ, 27.06.2011 № 162-ФЗ, 08.11.2011 № 308-ФЗ, 20.07.2012 № 121-ФЗ, 03.12.2012 № 231-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667-ФЗ, приказов Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, 17.10.2011 № 59.

Правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Закона № 115-ФЗ, должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Согласно пункту 1 Постановления № 715 к указанным должностным лицам предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А32-33140/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также