Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу n А32-31542/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-31542/2013

21 августа 2014 года                                                                          15АП-10915/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,

судей Ломидзе О.Г., Попова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовым Г.А.,

при участии: от истца: Софьина Ольга Викторовна (доверенность от 16.07.2014),

от ответчика: не явился, извещен,

от третьих лиц: не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2014 по делу № А32-31542/2013

по иску Потребительского гаражно-строительного кооператива № 63

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края

об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

принятое в составе судьи Данько М.М.,

УСТАНОВИЛ:

Потребительский гаражно-строительный кооператив № 63 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и просит с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ:

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 10 718 кв.м с кадастровым номером 23:43:0412001:17, месторасположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаражей боксового типа - по состоянию на 1 января 2011 года равной его рыночной стоимости в размере 25 419 666 (двадцать пять миллионов четыреста девятнадцать тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 10 718 кв. м с кадастровым номером 23:43:0412001:17 месторасположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаражей боксового типа - по состоянию на 1 января 2011 года равной его рыночной стоимости в размере 25 419 666 (двадцать пять миллионов четыреста девятнадцать тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что законом предусмотрено такое установление в случае превышения кадастровой стоимости участка над действительной рыночной.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Решением суда от 28.04.2014 иск удовлетворен частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 10 718 кв. м с кадастровым номером 23:43:0412001:17 месторасположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаражей боксового типа, определенную по состоянию на 1 января 2011 года равной его рыночной стоимости в размере 25 419 666 (двадцать пять миллионов четыреста девятнадцать тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей. Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 10 718 кв. м с кадастровым номером 23:43:0412001:17 месторасположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации гаражей боксового типа, определенную по состоянию на 1 января 2011 года равной его рыночной стоимости в размере 25 419 666 (двадцать пять миллионов четыреста девятнадцать тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей. В части требований к Управлению Росреестра в иске судом отказано. Решение мотивировано обоснованностью заявленных требований в части требований к органу кадастрового учета. Суд принял во внимание заключение проведенной по делу судебной экспертизы.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение суда отменить и принять новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами. Кадастровая стоимость не может быть оспорена ввиду невозможности самостоятельного оспаривания достоверности оценки после принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного акта, ее утверждающего. Податель жалобы ссылается на ненадлежащий способ защиты права. Истец не обращался в Департамент имущественных отношений Краснодарского края. Имеется существенная разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью спорного земельного участка является значительной. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка влечет уменьшение суммы налога и повлияет на бюджет муниципального образования.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд, проверив наличие надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал ходатайство о взыскании судебных расходов.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, истцу на основании решения ГИК № 452/3 от 14.10.1988 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок 1,0 га в развилке ж/дорог Кавказского и Тихорецкого направлений с разрешенным использованием: для строительства гаражей боксового типа для владельцев индивидуального транспорта. Кооперативу выдан типовой акт на право пользования участком.

Кадастровая стоимость участка согласно сведениям ГКН составляет 66 149 781,12 руб.

Полагая ее завышенной в сравнении с рыночной стоимостью участка, кооператив обратился с настоящими требованиями в суд.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования, правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Заявитель жалобы полагает, что разница между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночною стоимостью, установленной в результате представленной истцом оценки, превышает пределы разумности, что вызывает сомнения в объективности проведенной оценки рыночной стоимости.

В обосновании своих требований истец представил отчет № 322-13 от 19.07.2013 Об определении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0412001:17, общей площадью

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу n А32-12812/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также