Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу n А32-40076/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-40076/2013

26 августа 2014 года                                                                  15АП-10723/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филимоновой С.С.,

судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.07.2014 № 107 Мин А.И.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеевой Веры Владимировны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 по делу № А32-40076/2013, принятое судьей Любченко Ю.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Сергеевой Веры Владимировны к заинтересованному лицу Новороссийской Таможне о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Сергеева Вера Владимировна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 148 854,06 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган рассмотрел заявление и принял по нему решение в законом установленный месячный срок с даты его поступления, следовательно, правовые основания для взыскания с таможни (из федерального бюджета) процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что вывод суда первой инстанции о возможности начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей только при нарушении месячного срока, установленного частью 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ, является ошибочным, сделанным вследствие неправильного истолкования указанной нормы права.

Представитель Новороссийской таможни в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Представитель индивидуального предпринимателя не явился, извещена надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает апелляционную жалобу в её отсутствие согласно части 3 статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем Сергеевой Верой Владимировной (покупатель) и китайской компанией «НANGZHOU VISION CHAIN TRANSMISSION CO.,LTD» (продавец) 06 марта 2012 г. заключен Контракт № 1211RAO (далее по тексту - Контракт) на поставку цепей. Во исполнение указанного Контракта на таможенную территорию России в адрес заявителя в июне 2012 года был ввезен товар: цепи приводные роликовые из черных металлов промышленного назначения, код ОКП 417312, на сумму 72 353,09 долларов США. Данный товар был оформлен предпринимателем по ДТ № 10317100/190612/0008046 по первому методу таможенной оценки (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости ввозимого товара были представлены в таможенный орган все необходимые документы в соответствии с таможенным законодательством.

Однако 10.08.2012 г. Новороссийская таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара, ввозимого по ДТ №10317100/190612/0008046, мотивируя его тем, что декларант не доказал возможность применения первого метода определения таможенной стоимости. Заявитель отказался определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости товара, поскольку предоставленная предпринимателем информация носит исчерпывающий и достаточный характер для применения основного (первого) метода определения таможенной стоимости. Таможенный орган самостоятельно произвел корректировку таможенной стоимости товаров по 3-му методу по ДТ № 10130080/020412/0003184, таким образом, таможенная стоимость товара, задекларированного заявителем по ДТ № 10317100/190612/0008046 составила 7 729 915,76 руб., в связи с чем предпринимателю были доначислены таможенные платежи в размере 1 870 495,82 руб.

Индивидуальный предприниматель Сергеева В.В. обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края о признании недействительным решения Новороссийской таможни от 10.08.2012 года о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных по ДТ № 10317100/190612/0008046, решения о зачете денежного залога № 10317000/100912/ЗДз-5781, требование об уплате таможенных платежей от 11.09.2012 № 6289; обязании таможенный орган в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя применить первый метод определения таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ №10317100/190612/0008046, и вернуть незаконно взысканные денежные средства в размере 1 870 495, 82 руб.

В рамках дела № А32-30673/2012 индивидуальным предпринимателем был заявлен отказ в части требования обязании вернуть незаконно взысканные денежные средства в размере 1 870 495, 82 руб.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2013г. по делу № А32-30673/2012 в части отказа производство прекращено, в остальной части заявленные требования предпринимателя удовлетворены.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 г. по делу № А32-30673/12 (15АП-8697/2013) решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2013 г. оставлено без изменения.

Заявитель обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных сумм от 26.07.2013 г.

26.08.2013 г. на расчетный счет Индивидуального предпринимателя Сергеевой В.В. поступили денежные средства в общей сумме 1 870 495,82 руб. (платежные поручения №119, 620 от 26.08.2013 г.).

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможни процентов за период с 14.09.2012 по 25.08.2013 в сумме 148 854,06 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у предпринимателя оснований о взыскания с Новороссийской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей.

Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

В силу статьи 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства – члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств – членов Таможенного союза.

В Российской Федерации порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определен Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Согласно части 7 статьи 147 закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

В силу части 9 статьи 147 закона № 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 закона № 311-ФЗ.

Частью 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 указанного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

На основании части 9 статьи 147 Закона № 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 Закона № 311-ФЗ.

В силу изложенного, исходя из буквального толкования вышеприведённых положений ч. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ, право на взыскание предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного ч .6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

То есть, в силу прямого указания в ч.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ установленные ч.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного ч.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Само по себе указание в ч. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ на то, что при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, не изменяет указанного выше правового основания начисления процентов – просрочка рассмотрения таможенным органом соответствующего заявления и (или) принятия решения о возвращении сумм излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.

В данном случае, исходя из буквального смысла ч.6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ, законодатель применительно к случаям излишнего взыскания в соответствии с положениями гл. 18 Закона № 311-ФЗ таможенных платежей таможенными органами изменил только срок начала начисления предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ процентов, определив его не со дня истечения месячного срока после поступления к таможне заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае не рассмотрения данного заявления в месячный срок, а со дня, следующего за днём взыскания излишних платежей.

Однако изменение начала периода начисления процентов, предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ, не изменяет правовой природы предусмотренных данной нормой процентов, установленных за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, в случае, если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему законное решение в месячный срок с даты его поступления, установленные п.6 ст. 147 закона № 311-ФЗ правовые основания для взыскания с таможни процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу n А53-4640/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также