Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу n А32-10823/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-10823/2014

29 августа 2014 года                                                                          15АП-12865/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи  Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2014 по делу № А32-10823/2014, принятое судьей Маркиной Т.Г.,

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара

к заинтересованному лицу Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования город Краснодар лицея №64

о взыскании

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования город Краснодар лицея № 64 (далее – учреждение) о задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в сумме 228 052 рублей 21 копейки, из них 118 682 рубля 39 копеек страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 15 130 рублей 83 копейки страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, 17 821 рубль 07 копеек страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 8125 рублей 45 копеек страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 27 235 рублей 78 копеек пеней по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 3427 рублей 04 копейки пеней по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, 3452 рубля 26 копеек пеней по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2224 рубля 32 копейки пеней по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и штрафа в сумме 31 952 рублей 08 копеек.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что спорные выплаты (ежемесячная денежная компенсация удорожания стоимости питания педагогических работников) в силу п. 2 подпункта "б" ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов. Неправомерное занижение на 29 026 рублей 69 копеек страховых взносов за 2010 год в результате невключения в базу для начисления страховых взносов сумм компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудников квалифицировано как добросовестное заблуждение.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Указывает, что начисление выплат и расчет уволенным сотрудникам производились в январе 2010 года, а потому ссылка суда на ранее действовавшее законодательство неправомерна. Суд необоснованно признал не подлежащими включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов предусмотренные законодательством Краснодарского края компенсации, поскольку в нормативных актах Краснодарского края не указывается на законодательство Российской Федерации, которым предусмотрена возможность такой выплаты.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебное заседание представители заявителя и заинтересованного лица не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с 05.11.2013 по 12.11.2013 фонд провел выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в результате которой было установлено, что учреждение в базу для начисления страховых взносов не включило компенсацию за неиспользованный отпуск уволенных наемных работников за 2010 год в сумме 29 026 рублей 69 копеек, из них на Крикуна С.Н. в сумме 5517 рублей 79 копеек, Саяпину Е.Н. в сумме 5887 рублей 90 копеек, Сулхова Ю.К. в сумме 7278 рублей 74 копеек, Шиховцову Н.И. в сумме 10 342 рублей 26 копеек. Также заявитель установил, что лицей включил ежемесячную денежную компенсацию удорожания стоимости питания, выплачиваемую педагогическим работникам в целях исполнения краевой целевой программы на основании Закона Краснодарского края № 1670-КЗ и постановления главы администрации Краснодарского края № 961, в состав суммы, не подлежащей обложению страховыми взносами.

Таким образом, заинтересованное лицо занизило облагаемую базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2010 году в сумме 185 380 рублей, в 2011 году в сумме 191 866 рублей и в 2012 году в сумме 186 576 рублей.

Указанные обстоятельства являются нарушением пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ).

По результатам акта выездной проверки вынесено решение от 11.12.2013 № 033/016/132-2013 о привлечении учреждения по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 159 760 рублей 37 копеек.

Фонд направил учреждению требование от 26.12.2013 № 2078 и предложил заинтересованному лицу уплатить имеющуюся задолженность в сумме 228 052 рублей 21 копейки в срок до 21.01.2014 в добровольном порядке.

Учреждение требование не исполнило, что послужило основанием для обращения фонда с заявлением в арбитражный суд.

При рассмотрении дела апелляционная коллегия учитывает следующее.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом № 212-ФЗ.

Подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ установлено, что страхователями и плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Закрытый перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

К таким выплатам относятся, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения (подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, в отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, выплаты, связанные с предоставлением питания в случаях, установленных действующим законодательством, в том числе, субъекта Российской Федерации, не подлежит обложению страховыми взносами.

В рассматриваемом случае, предоставляемая компенсация в размере 11,50 рублей установлена законодательным актом субъекта РФ - Законом Краснодарского края от 29.12.2008 № 1670-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2009-2010 годы", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 № 961 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие образования в Краснодарском крае на 2011-2015 годы" и 11,50 рублей в пределах норм установленных органом местного самоуправления - Решением городской Думы Краснодара от 27.11.2008 № 49 "О мерах социальной поддержки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы".

Из вышеизложенного следует, что лицей не обязан включать указанные выплаты в облагаемую базу и начислять на них страховые взносы.

В отношении невключения в базу  для исчисления страховых взносов сумм компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудников апелляционная коллегия принимает во внимание следующее.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Следовательно, организации обязаны облагать страховыми взносами выплачиваемые работникам компенсации за неиспользованный отпуск.

Вместе с тем, Закон № 212-ФЗ введен в действие с 01.01.2010.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01.01.2010, начисление страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации производилось в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог".

В силу подпункта 2 части 1 статьи 238 главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.01.2010, налогообложению не подлежали все виды установленных законодательством выплат, связанных с увольнением работников, включая компенсацию за неиспользованный отпуск.

Указывая, что выплаты работникам, уволенным в 2009 году, производились в 2010 году, то есть, в период действия Закона № 212-ФЗ, доказательств фонд не приводит. Суд учитывает также тот факт, что при проверке в 2010 году пенсионный фонд не установил недостоверность заявленных сведений и расчетов по указанным работникам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2014 по делу № А32-10823/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           О.А. Сулименко

Судьи                                                                                             Т.Г. Гуденица

Г.А. Сурмалян

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу n А53-5891/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также