Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 n 15АП-1063/2010 по делу n А53-19922/2009 По делу о признании незаконными действий уполномоченного органа по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости указанные экономические характеристики с момента внесения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2010 г. N 15АП-1063/2010
Дело N А53-19922/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Гуденица Т.Г., Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от истца заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика заинтересованного лица: ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Лавронова Е.А. по доверенности N 342 от 31.12.2009,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Литмаш"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.12.2009 г. по делу N А53-19922/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Литмаш"
к заинтересованному лицу Управлению Росреестра по Ростовской области
при участии третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала по Южному федеральному округу
о признании незаконными действий по внесению данных в государственный земельный кадастр,
принятое в составе судьи Меленчука И.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Литмаш" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области (правопредшественнику Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Ростовской области) о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:02 09 04:0015, 13/100 доля в праве общей долевой собственности земельного участка, площадью 183 410 кв. метров, по адресу: г. Новочеркасск, Харьковское шоссе, 11 в размере 51 022 516 руб. 10 коп., а также об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные экономические характеристики с момента внесения.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала по ЮФО.
Решением суда от 02.12.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем пропущен срок на обжалование действий государственного органа, а также не доказано, что оспариваемые действия нарушают его права и законные интересы.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Литмаш" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых заявителем сведений относительно принадлежащего обществу "Литмаш" на праве собственности участка, постановлением Администрации Ростовской области N 212 от 28.04.2008 г. утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, но не кадастровая стоимость участков; определение кадастровой стоимости участка общества не соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39, стоимость принадлежащего обществу участка в сравнении с 2008 годом увеличилась в 4 раза, что не соответствует темпу роста рыночных цен на землю.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на правомерность действий Управления, отсутствие в действующем законодательстве нормы о том, что размер удельных показателей кадастровой стоимости земель должен быть близок к их рыночной стоимости или ей соответствовать, доводы заявителя о том, что акты об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков являются актами о налогах и сборах, ошибочны, постановление Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. N 212 не оспорено и не признано судом недействительным в установленном законом порядке.
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала по ЮФО в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что для расчета земельных участков заявителя Методика N 39 не применялась, а применялась Методика N 222, применение Методики N 222 явилось причиной изменения кадастровой стоимости земельных участков, при этом неравенство кадастровой и рыночной стоимости участка прямо установлено пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы отзыва на жалобу. Представители заявителя по делу и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в отзыве на жалобу ФГУП "ФКЦ "Земля" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя предприятия. Ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя по делу и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Литмаш" является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:55:02 09 04:0015, 13/100 доля в праве общей долевой собственности земельного участка, площадью 183 410 кв. метров, по адресу: г. Новочеркасск, Харьковское шоссе, 11. В соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель, с 01.01.2009 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 51 022 516 руб. 10 коп.
Считая внесенные в государственный земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельного участка недостоверными, а действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка незаконными, общество "Литмаш" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Так, суд первой инстанции правильно указал, что заявителем нарушен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что кадастровый паспорт спорного земельного участка получен обществом "Литмаш" в феврале 2009 г. (что не отрицается обществом), в арбитражный суд общество же обратилось лишь 01.09.2009 г., то есть за пределами предусмотренного статьей 198 АПК РФ трехмесячного срока. Обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска соответствующего срока, общество не привело ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Пропуск срока, установленного в пункте 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Литмаш" требований признаются апелляционным судом обоснованными.
Оценив доводы апелляционной жалобы, заявленные обществом "Литмаш" в обоснование своей позиции по существу спора, апелляционный суд считает их подлежащими отклонению ввиду следующего.
Из содержания статей 198 - 201 АПК РФ следует, что основанием для удовлетворения требования о признании незаконными действий органов государственной власти (в том числе субъектов федерации) является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий применительно к обстоятельствам настоящего дела материалами дела не подтверждено, поскольку доказательства недостоверности внесенных заинтересованным лицом сведений в государственный земельный кадастр о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка суду не представлены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положением "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 г. N 418 и действовавшим до принятия Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", проведение государственной кадастровой оценки земель было отнесено к полномочиям Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), пункт 1 которых также возлагает функции по организации государственной кадастровой оценки земель на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы, для проведения оценки они могут привлекать оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке.
Таким образом, действия Управления Роснедвижимости по установлению кадастровой стоимости земельных участков отнесены к его компетенции законодательством РФ, действовавшим в период спорных правоотношений.
Обосновывая довод о недостоверности сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему участка, внесенных в Государственный земельный кадастр, ООО "Литмаш" указывает, что при расчете кадастровой стоимости данного участка Управлением Роснедвижимости по Ростовской области не были осуществлены мероприятия, предусмотренные Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методика N 39).
Между тем, как следует из пояснений заинтересованного лица и ФГУ "ФКЦ Земля", для расчета кадастровой стоимости земельных участков заявителя, Методика N 39 не применялась.
Согласно п. 1.4 Методики N 39 определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов начинается с формирования Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов. В силу п. 2.1.1 Методики N 39 Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ (применительно к обстоятельствам настоящего дела - 01.01.2007 г.).
В Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов были включены только земельные участки населенных пунктов Ростовской области, состоявшие на кадастровом учете по состоянию на 01.01.2007 г., однако к таковым земельный участок заявителя не относится. Как следует из кадастрового паспорта участка общества, по состоянию на 01.01.2007 г. на кадастровом учете он не состоял (участок 61:55:02 09 04:0015 поставлен на кадастровый учет 07.09.2007 г.).
Таким образом, поскольку принадлежащий ООО "Литмаш" земельный участок был поставлен на кадастровый учет после 01.01.2007 г., он не являлся объектом работ по определению кадастровой стоимости, проводившихся в 2007 г. на основании Методики N 39.
Определение кадастровой стоимости земельного участка общества осуществлялось на основании пункта 12 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 г. N 215 (далее - Административный регламент).
В основу определения кадастровой стоимости данного участка заинтересованным лицом правомерно положены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222 (далее - Методика N 222).
Согласно пп. 2.1.3 Методики N 222 кадастровая стоимость спорного участка определялась путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Все средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам, использованные для расчета кадастровой стоимости земельного участка заявителя, утверждены Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области". Исходя из пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель акт органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим удельные показатели кадастровой стоимости земель, используемой
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 n 15АП-1062/2010 по делу n А53-23512/2009 По делу о признании прекратившим действие договора аренды земельного участка, обязании уполномоченного органа погасить в ЕГРП регистрационную запись о государственной регистрации договора аренды.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также