Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2014 по делу n А53-5768/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-5768/2014

31 августа 2014 года                                                                          15АП-11748/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Чотчаева Б.Т.

судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А.,

при участии:

от истца: представитель Балдин В.А., паспорт, доверенность от 12.04.2014;

от Министерства финансов Российской Федерации: представитель Кротова М.Н., удостоверение, доверенность от 05.02.2013;

от Министерства финансов Ростовской области: представитель Лиманский М.А., удостоверение, доверенность № 9.7-7/2;

от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель не явился, извещен; 

от третьих лиц: представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федерального казначейства по Ростовской области           на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 29.05.2014 по делу № А53-5768/2014

по иску Муниципального унитарного предприятия "Городской пассажирский транспорт" (ОГРН 1026101931580 ИНН 6143007894)      к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636 ИНН 7710168360); Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ОГРН 1026103280060 ИНН 6163030517)     при участии третьих лиц: Администрации г. Волгодонска Ростовской области (ОГРН 1026101938741 ИНН 6143032957); Министерства финансов Ростовской области (ОГРН 1026103168134 ИНН 6163030330); Муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" (ОГРН 1086143000965 ИНН 6143068583); Министерства труда и социального развития Ростовской области (ОГРН 1026103171104 ИНН 6163022298); Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска (ОГРН 1026101942151 ИНН 6143049446) о взыскании убытков,       принятое в составе судьи Бирюковой В.С.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие "Городской пассажирский транспорт" (далее – истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области о взыскании убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан в сумме 5 912 891 руб. 01 коп.

В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Волгодонска Ростовской области, Министерство финансов Ростовской области, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме, убытки взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы заявитель как и в суде первой инстанции сослался на то, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации. Субъект Российской Федерации обязан предусмотреть в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год средства на реализацию расходных обязательств, вытекающих из принятых им нормативных правовых актов.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Министерства финансов Ростовской области в судебном заседании выступил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель истца в судебном заседании выступил против удовлетворения апелляционной жалобы. 

Иные третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно договору N 10-ОП от 19.10.2010 на право осуществления пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска, заключенному между МАУ "Волгодонсктрансзаказчик" и МУП "Волгодонскпассажиравтотранс", МУП "Волгодонскпассажиравтотранс" оказывало транспортные услуги по перевозке пассажиров на следующих маршрутах N 14 автотранспортом большой вместимости в количестве 5 единиц, N 15 автотранспортом большой вместимости в количестве 5 единиц.

Пункт 2.1.10 договора возлагает на МУП "Волгодонскпассажиравтотранс" обязанности по предоставлению бесплатного проезда льготным категориям пассажиров согласно действующему законодательству.

Согласно п. 7.1. договора, он вступает в силу с момента подписания и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города.

Согласно постановлению Администрации г. Волгодонска N 2578 от 27.09.2011, МУП "Волгодонскпассажиравтотранс" реорганизовано путем присоединения к МУП "Городской пассажирский транспорт".

05.03.2012 между МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" и предприятием заключен договор N 9, согласно п. 1.2 которого предприятие приняло на себя обязательство по осуществлению перевозок пассажиров согласно маршрутной карте с использованием остановочных комплексов автотранспортом в количестве 12 единиц по маршрутам N 16,16А,22,28,30,51 в г. Волгодонске.

Согласно п. 2.4.14. договора предприятие обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные законодательством РФ.

Согласно п. 7.1. договора, он вступает в силу с момента подписания и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города Волгодонска и применяется к правоотношениям, возникшим с 08.02.2012.

09.01.2013 между МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" и предприятием заключен договор N 11.

Согласно п. 1.2 договора предприятие приняло на себя обязательство по осуществлению перевозок пассажиров согласно маршрутной с использованием остановочных комплексов автотранспортом в количестве 12 единиц по маршрутам N 16, 22, 28, 30, 51 в г. Волгодонске.

Согласно п. 2.4.13. договора, предприятие обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные законодательством РФ.

Согласно п. 7.1. договора, он вступает в силу с 14.01.2013 и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города Волгодонска.

Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным Администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, предприятие оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством РФ.

В связи с возмещением расходов перевозчика на предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство возложило на транспортные организации обязательства по предоставлению льгот при оказании услуг по перевозке отдельным категориям граждан.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта".

Как указано в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Судом не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации, и субъект Российской Федерации обязан предусмотреть в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год средства на реализацию расходных обязательств, вытекающих из принятых им нормативных правовых актов.

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, осуществлялось согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 (утратило силу с 01.01.2010 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181).

Межбюджетные трансферты предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации, принявшим в установленном порядке нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации в части возмещения расходов транспортных организаций за перевозку на общественном транспорте городских и внутрирайонных маршрутов, оказания услуг организациями по продаже единых социальных проездных билетов федеральным льготникам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.

В Ростовской области такими нормативными правовыми актами являлись действующее в 2011 году постановление Администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534, действующее в 2012, 2013 годах постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232.

Вышеуказанными областными нормативными правовыми актами полномочия главного распорядителя бюджетных средств, направляемых на данные цели, закреплены за министерством труда и социального развития Ростовской области.

В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 27.12.2005 N 502-О) и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (постановление от 22.06.2006 N 23) положения о совместном

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2014 по делу n А53-10551/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также