Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 по делу n А32-8408/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-8408/2013 06 сентября 2014 года 15АП-2523/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю., при участии: от заявителя – директор общества Галустян С.В., паспорт, представитель по доверенности от 20.08.2014 – Зайцева В.А., паспорт, от заинтересованного лица – представитель Калякин Р.В., удостоверение рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЖД Строй Сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 по делу № А32-8408/2013, принятое судьей Гладковым В.А., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖД Строй Сервис" к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании недействительным приказа департамента строительства Краснодарского края от 02.11.2012 № 298 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРД 02136 ТР от 14.07.2003" УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "ЖД Строй Сервис" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа департамента строительства Краснодарского края (Министерство природных ресурсов Краснодарского края) от 02.11.2012 № 298 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРД 02136 ТР от 14.07.2003". Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд восстановил срок для признания недействительным приказа. Суд установил наличие допущенных обществом нарушений, повлекших вынесение оспариваемого приказа. Часть нарушений суд исключил. Общество с ограниченной ответственностью "ЖД Строй Сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что отсутствие государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в качестве основания для досрочного прекращения лицензии не называлось. В отзыве на апелляционную жалобу министерство просило оставить решение суда первой инстанции без изменения. В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее. Общество представило дополнительное обоснование заявленных требований. Представитель общества пояснил, что работы по выполнению оценки запасов полезных ископаемых им выполнены, однако представленные в министерство документы не были приняты. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 14.07.2003 обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии КРД № 02136 ТР с целевым назначением и разрешенными видами работ – попутная добыча гравийно-галечных отложений при проведении аварийных и противопаводковых мероприятий на р. Шахе. Согласно дополнительному соглашению к лицензии (приложение № 6) срок действия лицензии установлен – до 31.12.2017. Установив наличие допущенных обществом нарушений, департаментом строительства Краснодарского края вынесено уведомление о возможно досрочном прекращении права пользования недрами от 26.03.2012 № 67-1589/12-01-05. В уведомлении указаны следующие нарушения: не представлен отчет о результатах выполненных геологоразведочных работ с экспертизой запасов полезных ископаемых; не представлена отчетность ГР-5 за 2011 год, а также отчетность по формам 70-ТП, 71-ТП. В уведомлении также указано, что в случае неустранения нарушений до 01.10.2012 будет принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами и аннулировании лицензии серии КРД № 02136 ТР. 02.11.2012 департамент издал в отношении ООО "ЖД строй сервис" приказ № 298 "Об аннулировании лицензии на право пользования недрами". В качестве оснований для аннулирования указано: общество не приступило к пользованию недрами в предусмотренных объемах и не представило информацию об устранении нарушений «Соглашения об условиях попутной добычи гравийно-галечных отложений при производстве аварийных противопаводковых мероприятий на р. Шахе», указанных в уведомлении о возможно досрочном прекращении права пользования недрами. Полагая, что названный приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его недействительным. При рассмотрении дела по существу суд первой инстанции последовательно отклонил все заявленные департаментом нарушения, за исключением отсутствия государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, отсутствие которой обществом не отрицалось, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал. В суде апелляционной инстанции представитель министерства (правопреемник департамента в части лицензирования) также указывал, что министерство настаивает на основании досрочного прекращения лицензии – отсутствие государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, прочие нарушения также подтвердил отсутствующими. При рассмотрении дела апелляционная коллегия учитывает следующее. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются Законом о недрах. Кроме того, названный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Согласно статье 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей. В силу части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5). Указанная норма упомянута в оспариваемом приказе как нормативное основание для досрочного прекращения лицензии. Вместе с тем, согласно Соглашению об условиях попутной добычи гравийно-песчаных отложений установлен только общий объем вынутого грунта – 87.2 тыс. м?, согласно дополнительному соглашению (приложение к лицензии № 6) – суммарный объем гравийно-галечного материала, разрешенный к выемке, составляет 1389.93 тыс. м?. Годовые объемы выемки лицензией не предусмотрены, документы на этот счет министерством не представлены, пояснения от министерства также не поступили. Вместе с тем, министерство настаивает, что основанием к досрочному прекращению действия лицензии явилось отсутствие государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Лицензия получена обществом 14.07.2003. Закон о недрах предусматривает проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых (ст. 29 Закона). В соответствии с абз. 5 статьи 29 Закона о недрах предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Вместе с тем, на момент выдачи обществу лицензии порядок проведения государственной экспертизы отсутствовал (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69). В связи с изложенным выданная обществу лицензия не могла быть опорочена по признаку отсутствия экспертизы, как на то указал суд первой инстанции. Вместе с тем, требование о проведении экспертизы, содержащееся в уведомлении о возможно досрочном прекращении права пользования недрами от 26.03.2012 № 67-1589/12-01-05, является законным, поскольку соответствует действующему законодательству. Общество обращалось в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы, для чего суд апелляционной инстанции неоднократно откладывал судебное заседание. Стороны изъявляли готовность урегулировать отношения во внесудебном порядке. Общество обращалось в ГУП «Кубаньгеология» для подготовки отчета по разведке и подсчету запасов полезных ископаемых (т. 2 л.д. 60). Вместе с тем, на заявление общества о проведении государственной экспертизы был получен ответ министерства о том, что экспертиза проводится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69, не содержащий выводов о представленных документах и претензиях к подателю заявления. В силу изложенного апелляционный суд приходит к следующим выводам. Прекращение права пользования недрами представляет собой специальную принудительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц. Как указано в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие", меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. С учетом того, что фактически указанные в приказе департамента строительства Краснодарского края от 02.11.2012 № 298 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРД 02136 ТР от 14.07.2003" нарушения отсутствуют, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 по делу n А32-1650/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|