Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 n 15АП-10609/2009 по делу n А01-669/2009 По делу о взыскании долга за отпущенную электроэнергию и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2010 г. N 15АП-10609/2009
Дело N А01-669/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корневой Н.И.
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Корневой Н.И.
при участии:
от истца: представитель Яхутль Т.Г. по доверенности N 701-юр от 14.01.2010 г.
от ответчика: представитель Апсалямов Х.Р. по доверенности N 19 от 20.01.2010 г., представитель Куанов А.А. по доверенности N 20 от 20.01.2010 г.
от третьего лица: не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Майкопское троллейбусное управление"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 28.09.2009 г. по делу N А01-669/2009
по иску МУП "Майкопские городские электрические сети"
к ответчику МУП "Майкопское троллейбусное управление"
при участии третьего лица Региональная энергетическая компания - Департамент цен и тарифов Краснодарского края
о взыскании 1462399 руб. 03 коп.
принятое в составе судьи Хутыз С.И.
установил:
МУП "Майкопские городские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к МУП "Майкопское троллейбусное управление" о взыскании задолженности за отпущенную электроэнергию в размере 1 408 333 руб. 92 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 54065 руб. 11 коп.
Определением от 12.08.2009 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая компания - Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами до 165484 руб. 07 коп. за период с 01.01.2007 по 22.09.2009.
Решением от 28.09.2009 г. с ответчика в пользу истца взыскано 1408333 руб. 92 коп. - задолженности, 30 000 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами, распределены расходы по госпошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Майкопское троллейбусное управление" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 28.09.2009 г. отменить. Заявитель жалобы указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что присоединенная мощность энергопринимающих устройств ответчика превышает 750 кВА и, следовательно, при расчете задолженности подлежали применению пункты 108 - 108.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, в редакции спорного периода. Кроме того, ответчик ссылается на непредставление истцом доказательств, обосновывающих размер заявленной ко взысканию задолженности, и отсутствие правовых оснований для взыскания задолженности за потребленную электроэнергию по нерегулируемым ценам за период с января по ноябрь 2007 г., поскольку за этот период истцом были предъявлены счета-фактуры по регулируемым ценам, следовательно, произведенный истцом в декабре 2007 г. перерасчет по нерегулируемым ценам является неправомерным.
В уточнении к апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что ни договор, ни дополнительное соглашение не содержат условий применения свободных (нерегулируемых) тарифов; доказательства внесения изменений в договор в установленном законом порядке истцом не представлены.
МУП "Майкопские городские электрические сети" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным.
Региональная энергетическая компания - Департамент цен и тарифов Краснодарского края в отзыве подтвердила правомерность поставки истцом электроэнергии ответчику как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам.
Присутствующие в судебном заседании суда представители истца и ответчика поддержали правовые позиции, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Региональная энергетическая компания - Департамент цен и тарифов Краснодарского края, уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 42452), в судебное заседание явку представителя не обеспечила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы без участия представителя третьего лица.
В судебном заседании, состоявшемся 16.03.2010, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.03.2010, после чего рассмотрение апелляционной жалобы было продолжено с участием представителей ответчика.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МУП "Майкопские городские электрические сети" (Энергоснабжающая организация) и МУП "Майкопское троллейбусное управление" (Абонент) был заключен договор энергоснабжения N 1484 от 26.04.2005, по условиям которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть электрическую энергию и мощность, а абонент принимать и оплачивать полученную электроэнергию в порядке, установленном настоящим договором, соблюдать заданный режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении электрических сетей, исправность приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 4.1 договора расчет и оплата за потребленную электроэнергию производится абонентом в соответствии с действующим порядком расчетов, указанным в договоре.
Согласно пункту 4.3 договора фактически потребленная электроэнергия рассчитывается по показаниям расчетных приборов учета за расчетный период.
Пунктом 4.4 договора расчет за электроэнергию производится по тарифам для соответствующих групп потребителей, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, по показаниям расчетных приборов учета за расчетный период (приложение 7).
На основании показаний расчетных приборов учета за расчетный период энергоснабжающая организация выписывает абоненту счет-фактуру и накладную (пункт 4.5 договора).
Энергоснабжающая организация в соответствии с пунктом 4.6 договора ежемесячно до 5 числа расчетного периода выписывает и предъявляет абоненту счет на оплату предстоящей поставки в пределах договорной величины потребления энергии и мощности. Абонент ежемесячно до 10 числа расчетного периода производит оплату счета предстоящей поставки в пределах договорной величины потребления энергии и мощности (пункт 4.7 договора). Окончательный расчет с энергоснабжающей организацией абонент производит согласно счет-фактуре, предъявленной энергоснабжающей организацией в 5-дневный срок со дня, указанного в приложении N 2 (пункт 4.8 договора).
Дополнительным соглашением от 10.04.2007 стороны изложили пункт 4.4 договора N 1484 от 26.04.2005 в новой редакции, согласно которой расчет за электроэнергию производится по тарифам для соответствующих групп потребителей и ценам, установленным в соответствии с положениями Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики по показаниям приборов учета за расчетный период (приложение 7).
В соответствии с пунктом 6 дополнительного соглашения оно вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свое действие на отношения, фактически сложившиеся с 01.01.2007.
Во исполнение обязательств по договору энергоснабжения МУП "Майкопские городские электрические сети" в период с января 2007 по май 2009 года производило подачу абоненту через присоединенную сеть электрической энергии и мощности, предъявляя к оплате счета-фактуры от 30.01.2009 года N 1732, от 27.02.2009 года N 3301, от 30.03.2009 года N 4961, от 30.04.2009 года N 6758, от 30.01.2008 года N 671, от 29.02.2008 года N 1435, от 31.03.2008 года N 2199, от 30.04.2008 года N 2898, от 30.05.2008 года N 3638, от 30.06.2008 года N 4304, от 30.07.2008 года N 5883, от 28.08.2008 года N 7493, от 30.09.2008 года N 9198, от 30.10.2008 года N 10851, от 29.12.2008 года N 14168, от 30.01.2007 года N 568, от 28.02.2007 года N 1251, от 30.03.2007 года N 1992, от 29.04.2007 года N 2644, от 30.05.2007 года N 2742, от 29.06.2007 года N 4031, от 30.07.2007 года N 4690, от 30.08.2007 года N 5388, от 28.09.2007 года N 6048, от 30.10.2007 года N 6789, от 30.11.2007 года N 7558, от 29.12.2007 года N 7769, оплата которых производилась абонентом.
Ссылаясь на то, что за период с января 2007 года по апрель 2009 года за абонентом образовалась задолженность (разница между стоимостью потребленной ответчиком энергии по свободным (нерегулируемым) ценами и стоимостью той же энергии по регулируемым ценам) в размере 1 408 333 рублей 92 копеек, МУП "Майкопские городские электрические сети" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела и обоснованно счел исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором энергоснабжения, отношения по которому регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. В соответствии с пунктом 2 названной статьи цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно статье 2 Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Законом N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
Согласно пункту 4 Правил N 530 продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электроэнергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном Правилами.
Основы организации расчетов на розничных рынках электрической энергии изложены в разделе VII Правил N 530. В соответствии с пунктом 106 Правил N 530 на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 n 15АП-1058/2010 по делу n А53-19165/2009 По делу о взыскании убытков в виде стоимости собранных и установленных истцом стеклопакетов с использованием поставленной ответчиком некачественной ленты, взыскании расходов по уплате государственной пошлины и на рекламную кампанию с целью погашения антирекламы.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также