Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 n 15АП-1859/2010 по делу n А32-55631/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2010 г. N 15АП-1859/2010
Дело N А32-55631/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя: заместитель начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования Пелипенко С.В. по доверенности N 158 от 15.03.2010 г.; директор перевалочной нефтебазы "Шесхарис" Ловлин В.М. по доверенности N 159 от 15.03.2010 г.; представитель Андреева Е.В. по доверенности N 26 от 31.12.2009 г.,
от заинтересованного лица: главный специалист-эксперт Новороссийского отдела по надзору на море Лихтина Н.А. (удостоверение N 037 от 30.12.2008 г.), по доверенности N 01/2986 от 25.12.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14 января 2010 года по делу N А32-55631/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, прекращении производства по делу,
принятое судьей Лесных А.В.
установил:
открытое акционерное общество "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - ОАО "ЧМНП") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 19 ноября 2009 года N 00143/6/09 о привлечении ОАО "ЧМНП" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением суда от 14 января 2010 года отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку суд посчитал доказанным, что в загрязнение акватории Цемесской бухты произошло в результате произведенных ОАО "Черномортранснефть" ремонтных работ по зачистке грязевого лотка.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Черномортранснефть" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие причинно-следственной связи между действиями общества по очистке грязевого лотка и загрязнением акватории. При этом при производстве работ были предусмотрены мероприятия, исключающие попадание иловых фракций в ливнеотводный лоток.
Представители ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против жалобы по доводам представленного отзыва, просил оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда и удовлетворения требований ОАО "Черномортранснефть".
Как следует из материалов дела, на основании Приказов и.о. начальника Департамента Росприроднадзора по ЮФО N 620 от 25.08.09 года и N 35 от 28.08.09 года была проведена внеплановая проверка по факту загрязнения акватории Цемесской бухты Черного моря в районе причала N 8А нефтерайона "Шесхарис".
Результаты проверки оформлены актом проверки от 21.09.2009 года с приложением, в которых указано, что проверкой установлено загрязнение водной акватории Цемесской бухты Черного моря мутной жидкостью белесого цвета (предположительно взвешенными веществами) из водовыпуска ливневой канализации в районе расположения причала N 8А нефтерайона "Шесхарис" ОАО "НМТП". Площадь загрязнения приблизительно 80 кв. м, огорожена боновыми заграждениями. Для установления источника загрязнения была осмотрена территория по ходу расположения ливневой канализации по территории котельной ОАО "Черномортранснефть" и далее на территорию ЗАО "КМУС-2". В ходе осмотра в районе расположения сборных грязевых лотков ливневой канализации за территорией котельной ОАО "Черномортранснефть" обнаружены следы производства ремонтных работ. Осмотр территории проводился в присутствии начальника службы экологической безопасности ПНБ "Шесхарис" ОАО "Черномортранснефть" Гаврилова Д.А, и директора ПНБ "Шесхарис" ОАО "Черномортранснефть" Ловлина В.М. отбор проб воды в ливневом лотке на территории ЗАО "КМУС-2" был произведен перед сбросом в грязеотстойник (до точки проведения работ ОАО "Черномортранснефть" по зачистке грязевого лотка), в ливневом лотке после точки проведения работ ОАО "Черномортранснефть", взята проба морской воды в районе выхода ливневой канализации у причала N 8А нефтерайона "Шесхарис" и проба морской воды акватории порта (фоновая проба). Из протокола количественного химического анализа ФГУ "ЦЛАТИ" следует, что после точки проведения работ ОАО "Черномортранснефть" по зачистке грязевого лотка открытой ливневой канализации и на выходе данной канализации в акваторию моря, значение показателей взвешенных веществ значительно превышает установленные нормативы (в 20,2 раза после точки проведения работ и в 5,3 раза в акватории в месте загрязнения на выходе из ливневой канализации).
По результатам проверки государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЮФО был составлен в отношении ОАО "Черномортранснефть" протокол об административном правонарушении N 00130/6/09 от 06 ноября 2009 года по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. В протоколе указано, что в результате недостаточности примененных ОАО "Черномортранснефть" мероприятий, необходимых для предотвращения загрязнения акватории моря при производстве очистительных работ грязевого лотка ливневой канализации принадлежащего предприятию, произошло загрязнение акватории Цемесской бухты Черного моря взвешенными веществами, чем нарушены ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 ФЗ N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" и ч. 2 ст. 39, ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ.
Протокол составлен в присутствии представителей ОАО "Черномортранснефть", действовавших на основании доверенностей. Законный представитель извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола (уведомление получено обществом по факсимильной связи 02 ноября 2009 года - л.д. 138).
В объяснениях представитель ОАО "Черномортранснефть" указал, что административным органом не установлена причинно-следственная связь между проводимой ОАО "Черномортранснефть" зачисткой колодца и загрязнением акватории моря, поскольку при производстве работ сброс сточных вод не производился, производилась откачка ила, все работы производились в соответствии с регламентами.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором по Южному федеральному округу Департамента Росприроднадзора вынесено постановление N 00143/6/09 от 19.11.2009 года о привлечении ОАО "Черномортранснефть" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35000 рублей. Постановление вынесено с участием представителей ОАО "Черномортранснефть", действовавших на основании доверенностей (Ловлин В.М., Морозова И.М.). Законный представитель извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола (уведомление получено обществом по факсимильной связи 18 ноября 2009 года - л.д. 153).
Считая незаконным постановление Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 19.11.2009 года N 00143/6/09, ОАО "Черномортранснефть" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о законности оспариваемого постановления Департамента Росприроднадзора по ЮФО.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.02 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.02 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Статья 39 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Таким образом, состав административного правонарушения, ответственностью за которое установлена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ образуют действия привлекаемого к ответственности лица, которые, во-первых, нарушают приведенные выше требования водоохранного законодательства, и, во-вторых, могут привести либо привели к загрязнению (истощению) водных объектов.
Суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что административным органом не доказано совершение ОАО "Черномортранснефть" действий, нарушающих требования водоохранного законодательства и приведших к загрязнению акватории Черного моря.
Презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, является одной из важнейших юридических гарантий (статья 1.5 КоАП РФ).
Презумпция, предусмотренная законом, опровержима. Заинтересованные лица вправе оспаривать предположение, сформулированное в законе, и доказывать его необоснованность. При решении вопроса о наличии правовых и фактических оснований для привлечения общества к административной ответственности арбитражный суд оценивает представленные участниками спора доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства, а также достаточность доказательств (часть 2 статьи 71 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении, оспариваемого постановления от 19.11.09
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 n 15АП-1821/2010 по делу n А32-56150/2009 По делу о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в отказе в применении первого метода определения таможенной стоимости товара, по корректировке таможенной стоимости товаров по третьему методу, недействительными требования, решения и обязании применить первый метод определения таможенной стоимости товара.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также