Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2014 по делу n А53-8007/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-8007/2014

22 сентября 2014 года                                                                       15АП-15527/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Пономаревой И.В.,

судей Ванина В.В., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.

при участии:

от Администрации города Таганрога: представитель не явился, извещена; 

от Правительства Ростовской области: представитель Чехова Ю.Э., удостоверение, по доверенности от 05.11.2013;

от Комитета по управлению имуществом города Таганрога: представитель не явился, извещен;

от общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-А": представитель не явился, извещен.

от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области: представитель не явился, извещено.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А материалы апелляционных жалоб Администрации города Таганрога и Правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 июля 2014 года по делу № А53-8007/2014

по иску общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-А"

к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области

при участии третьих лиц Правительства Ростовской области; Администрации города Таганрога; Комитета по управлению имуществом города Таганрога

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости

принятое судьей Прокопчук С.П.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-А" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0000000:0059, площадью 700 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Мариупольское шоссе, 31-б, в размере, равном его рыночной стоимости, - 443 800 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, Администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога.

Решением суда от 25.07.2014г. исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0000000:0059, площадью 700 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Мариупольское шоссе, 31-б, в размере, равном его рыночной стоимости, - 443 800 рублей.

Не согласившись с вынесенным судебным актом третьи лица - Администрация города Таганрога и Правительство Ростовской области обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

В апелляционных жалобах заявители просят решение суда отменить.

Администрация города Таганрога в обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость, в рассматриваемом деле со стороны истца имеет место злоупотребление правом в целях уклонения от налогооблажения в установленных законом размере. Установление решением суда кадастравой стоимости земельного участка и уменьшение в этой связи кадастровой стоимости земельного участка равной 82,94 % неизбежно приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет муниципального образования "Город Таганрог". Усугубление дефицита бюджета, в свою очередь, вызовет необходимость перераспределения бюджетных средств между соответствующими статьями расходов, что в силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо. Муниципальное образование утратит возможность реализовывать социальные задачи, а также утратит возможность следовать принципу сбалансированности бюджета, предусмотренному статьей 33 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета.

Правительство Ростовской области в обоснование жалобы ссылается на то, что суд необоснованно установил размер кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной на основании заключения эксперта ЗАО "Приазовский центр смет и оценки" от 03.06.2014г. № 93/14 о рыночной оценке земельного участка по состоянию на 01.01.2007г. В соответствии с указанным отчетом кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную в 5,86 раза. Кадастровая оценка проводится для целей налогообложения, в связи с чем, оценке подлежит огромное количество объектов. Следовательно, кадастровая стоимость должна быть единообразно рассчитана для всех типов объектов и зафиксирована на определенный срок. Однако, обычная погрешность кадастровой (массовой) оценки имеет свои пределы, которые составляют 30 %. Правительство указало, что не согласно с представленным в материалы дела экспертным заключением, считает, что им нельзя руководствоваться, поскольку оно не представляет собой отчет об оценке, который в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" только и может быть положен в основу определения рыночной стоимости земельного участка. Кроме того, Правительство полагает, что объекты-аналоги, используемые в экспертном заключении, имеют разное местоположение, находятся в разных районах города, и имеют разное целевое назначение.

В судебное заседание Администрация города Таганрога; Комитет по управлению имуществом города Таганрога; общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-А"; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.

В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Администрации города Таганрога; Комитета по управлению имуществом города Таганрога; общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-А"; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Правительства Ростовской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя заявителя Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании постановления Администрации города Таганрога от 27.09.2013 N 3009 между Комитетом по управлению имуществом города Таганрога (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-А" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.10.2013 N 13-307.

По условиям договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:58:0000000:0059, площадью 700 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Мариупольское шоссе, 31-б для проведения проектно-изыскательских работ для строительства АГЗС.

Срок аренды согласно пункту 2.1 договора с 27.09.2013 по 26.09.2038.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Согласно акту приема-передачи земельный участок передан арендатору 11.10.2013.

Размер арендной платы, согласно условиям договора определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 25.04.2013 N 61/001/13-248919 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 2 600 861 рубль 79 копеек.

Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно завышена, что, в свою очередь, является нарушением его прав как плательщика арендной платы, поскольку кадастровая стоимость земельного участка является фактической базой для исчисления арендной платы, обратился в суд с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду нижеследующего.

Согласно позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является.

Таким образом, для удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым она утверждена, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.

По существу, предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости. Так как в данном случае какие-либо незаконные действия (бездействия) государственных или муниципальных органов, оспаривание которых могло бы привести к такому результату, которого желает истец, отсутствуют, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что данное требование носит исковой характер и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

Иск об изменении кадастровой стоимости необходимо квалифицировать в качестве преобразовательного иска.

Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТА-А", заявив требование по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.

Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территорий. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

В соответствии с постановлением Главы Администрации Ростовской области от 25.04.2008 N 163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в 2007 году проводилась государственная оценка земельных участков населенных пунктов Ростовской области.

Во исполнение пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Управлением Роснедвижимости по Ростовской области

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2014 по делу n А53-12648/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также