Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 n 15АП-9532/2010 по делу n А32-16106/2010 По делу об отмене постановления уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ за неисполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за невыполненные работы по контракту.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2010 г. N 15АП-9532/2010
Дело N А32-16106/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2010 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от закрытого акционерного общества "Темрюкский судоремонтный завод" - представитель - Корнеев Игорь Владимирович, доверенность от 11.01.2010 г.,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае - представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2010 г. по делу N А32-16106/2010,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Темрюкский судоремонтный завод"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
закрытое акционерное общество "Темрюкский судоремонтный завод" (далее - ЗАО "Темрюкский судоремонтный завод") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Краснодарском крае) о признании незаконным и отмене постановления N 04-05/10-227 от 27.04.2010 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением суда от 15.07.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что на дату вынесения оспариваемого постановления, сроки выполнения работ и исполнения обязательств по контракту не истекли, следовательно, у общества не возникло обязанности по обеспечению возврата денежных средств в Российскую Федерацию.
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ Росфиннадзора в Краснодарском крае обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 15.07.2010 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что денежные средства, уплаченные обществом иностранному контрагенту, не возвращены на территорию Российской Федерации, оплаченные работы в установленные в контракте сроки не произведены.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что обществом предпринимались все необходимые меры для соблюдения требований валютного законодательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.10.2008 г. между ЗАО "Темрюкский судоремонтный завод" (заказчик) и фирмой - нерезидентом ООО "Техфлот" (исполнитель), заключен контракт N 04-Т/08, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает к исполнению заказ на ремонт кранового хозяйства плавкрана ПК "Черноморец - 23".
В соответствии с положениями пункта 3.1 указанного контракта общая сумма договора составляет 3 700 000 руб. Согласно пункту 3.3 контракта оплата работ по контракту осуществляется в российских рублях, банковскими переводами на расчетный счет исполнителя, согласно выставленным счетам: 1-й предварительный платеж 30% от ориентировочной стоимости работ, не позднее 10 банковских дней с момента подписания контракта; 2-й предварительный платеж - 30% от ориентировочной стоимости работ, после подписания акта о проведении детектирования, но не позднее 3-х банковских дней; 3-й предварительный платеж - 20% от ориентировочной стоимости работ, после подписания акта на монтаж механизмов, но не позднее 3-х банковских дней; окончательный платеж - выплачивается в течение 3-х банковских дней с момента подписания акта приема-сдачи выполненных работ по ремонту кранового хозяйства ПК "Черноморец-23", и является разницей между исполнительной стоимостью работ и произведенными платежами. В соответствии с п. 4.4 срок действия контракта установлен - до полного его исполнения.
В филиале АК Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) Темрюкского отделения N 1803 оформлен паспорт сделки N 08100005/1481/0657/4/0.
Дополнительным соглашением N 1 от 20.10.2008 г. к контракту сумма контракта была увеличена до 4 366 000 руб.
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 081000 05/1481/0657/4/0 ЗАО "Темрюкский судоремонтный завод" осуществило перевод денежных средств 21.10.2008 г. - в размере 1 110 000 рублей, 19.12.2008 г. - в размере 1 110 000 рублей.
28.09.2009 г. банком закрыт паспорт сделки N 08100005/1481/0657/4/0 на основании п. 3.18.3 Инструкции от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" - по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в паспорте сделки датой завершения исполнения обязательств по контракту.
Дополнительным соглашением к контракту N 3 от 30.03.2009 г., в связи с приостановлением заказчиком финансирования ремонтных работ, срок выполнения работ продлен до 31.12.2009 г. С учетом данного дополнительного соглашения обществом 15.10.2009 г. переоформлен паспорт сделки N 08100005/1481/0657/4/0.
В связи с приостановлением заказчиком финансирования ремонтных работ сторонами заключено дополнительное соглашение от 31.12.2009 г. N 4 о продлении срока выполнения работ до 30.04.2010 г., в соответствии с которым 25.02.2010 г. переоформлен паспорт сделки.
На основании информации Центрального банка Российской Федерации ТУ Росфиннадзора в Краснодарском крае проведена документальная проверка ЗАО "Темрюкский судоремонтный завод", по результатам которой управление пришло к выводу о неисполнении резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за невыполненные работы по контракту от 15.10.2008 N 04-Т/08.
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 04-05/10-227 от 17.03.2010 г.
27.04.2010 г. временно исполняющий обязанности руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении общества, вынес постановление о назначении административного наказания N 04-05/10-227, которым ЗАО "Темрюкский судоремонтный завод" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований общества.
В силу пункта 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Из анализа данных норм можно сделать вывод о том, что наличие в действиях резидента объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяется датой окончания срока, в течение которого нерезидент обязан выполнить работы резиденту.
В соответствии с положениями пункта 3.3 контракта 15.10.2008 г. N 04-Т/08 оплата работ по контракту осуществляется согласно выставленным счетам: 1-й предварительный платеж 30% от ориентировочной стоимости работ, не позднее 10 банковских дней с момента подписания контракта; 2-й предварительный платеж - 30% от ориентировочной стоимости работ, после подписания акта о проведении детектирования, но не позднее 3-х банковских дней; 3-й предварительный платеж - 20% от ориентировочной стоимости работ, после подписания акта на монтаж механизмов, но не позднее 3-х банковских дней; окончательный платеж - выплачивается в течение 3-х банковских дней с момента подписания акта приема-сдачи выполненных работ по ремонту кранового хозяйства ПК "Черноморец-23", и является разницей между исполнительной стоимостью работ и произведенными платежами. Срок выполнения ремонтных работ установлен в 45 календарных суток (пункт 4.1 контракта). Датой окончания работ считается дата подписания акта приемки работ уполномоченными представителями сторон (пункт 4.3).
В соответствии с п. 4.4 срок действия контракта установлен - до полного его исполнения.
Дополнительным соглашением от 30.03.2009 г. N 3 стороны установили срок выполнения работ до 31.12.2009 г.
31.12.2009 г. заключено дополнительное соглашение N 4 о продлении действия контракта до 30.04.2010 г.
До истечения срока исполнения работ, указанного в дополнительном соглашении от 31.12.2009 г., обществом 25.02.2010 г. переоформлен паспорт сделки в уполномоченном банке.
Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении (17.03.2010 г.) и вынесения оспариваемого постановления (27.04.2010 г.), сроки выполнения работ и исполнения обязательств по оплате не истекли, а исполнение контракта продолжало осуществляться. В связи с чем у заявителя отсутствовали основания требовать от нерезидента возврата уплаченной по контракту суммы в размере 2 220 000 руб.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что несвоевременное переоформление паспорта сделки в связи с заключением дополнительного соглашения к контракту свидетельствует о подписании указанного соглашения позднее срока окончания действия контракта, не принимается судебной коллегией. Несвоевременное предъявление в уполномоченный банк дополнительного соглашения о продлении срока исполнения работ от 31.12.2009 г. для переоформления паспорта сделки не свидетельствует о недействительности указанного соглашения и не может являться основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Предоставленное резиденту право доказывать указанные обстоятельства корреспондирует с его обязанностью принимать меры по обеспечению выполнения нерезидентами имеющихся перед ним обязательств, с тем, чтобы в свою очередь не утратить возможность исполнения своих публично-правовых обязанностей.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15714/08 определена правовая позиция, в соответствии с которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава правонарушения, установленного частью 4 статьи 15.25 Кодекса.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что ЗАО "Темрюкский судоремонтный завод" приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований валютного законодательства: неоднократно обращалось к ООО "Техфлот" с письмами N 01/73 от 06.02.2009 г., N 01/567/1 от 24.12.2009 г., N 01/06/1 от 19.01.2010 г., N 01/59/1 от 09.02.2010 г. об оплате произведенных работ, о необходимости заключения дополнительного соглашения N 4 о продлении срока ремонтных работ для внесения изменений в паспорт сделки; о возобновлении финансирования и продолжения ремонта и подписания дополнительного соглашения N 4.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что обществом "Темрюкский судоремонтный завод" приняты разумные и адекватные меры для соблюдения правил публичного порядка, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
При таких обстоятельствах, основания к отмене обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2010 г. по делу N А32-16106/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА
Судьи
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 n 15АП-9456/2010 по делу n А32-14409/2010 По делу о признании незаконными действий государственного органа в части квалификации действий заявителя как нецелевого использования бюджетных средств, наличия остатка денежных средств, полученных от платных услуг, которые подлежат перечислению в доход федерального бюджета, завышения ставки НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также