Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 n 15АП-1242/2010 по делу n А32-21583/2009 По делу о признании незаконным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС и обязании инспекции возместить из федерального бюджета НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2010 г. N 15АП-1242/2010
Дело N А32-21583/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Гиданкиной А.В., Андреевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соленцовой И.В.
при участии:
от заявителя: представитель Шевченко С.С. по доверенности от 16.12.2009 г. N 10,
от заинтересованного лица: представитель Гореликова С.Н. по доверенности от 12.03.2010 г., представитель Полозов А.В. по доверенности от 08.03.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Нафтатранс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.10.2009 г. по делу N А32-21583/2009
по заявлению ЗАО "Нафтатранс"
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.
установил:
ЗАО "Нафтатранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 20.08.2008 г. N 06-22/405 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 540 405 руб. и обязании инспекции возместить из федерального бюджета 540 405 руб. налога на добавленную стоимость (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 23.10.2009 г. в удовлетворении требований ЗАО "Нафтатранс" отказано.
Решение мотивировано тем, что ЗАО "Нафтатранс" неправомерно предъявлены к вычету суммы НДС по работам, выполненным в 2005 году и относящимся к работам по инвестированию в строительство нефтеперерабатывающего завода.
ЗАО "Нафтатранс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что работы проводились ввиду необходимости принятия решения о целесообразности строительства нефтеперерабатывающего завода, носили консультационный характер и не были связаны с капитальным строительством. Результатом выполненных работ стала информация для принятия руководством предприятия решения о целесообразности инвестирования денежных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю была проведена камеральная налоговая проверка декларации ЗАО "Нафтатранс" по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года, в которой заявлено возмещение НДС за 1 квартал 2008 г.
По мнению налогового органа ЗАО "Нафтатранс" необоснованно заявило к вычету НДС в сумме 540 405 руб. по работам, выполненным в 2005 году и относящимся к строительству нефтеперерабатывающего завода ЗАО "Нафтатранс", НДС по таким работам может быть заявлен к вычету только после завершения строительства завода и ввода построенных объектов в эксплуатацию.
Налоговым органом отказано в вычете НДС:
- по Акту N 260 от 01.11.2005 г. сдачи-приемки по договору N 3350 от 22.06.2005 г., счет-фактура N 634 от 01.11.2005 г. выставлен ОАО "НИПИгазпереработка". НДС к вычету в 1 квартале 2008 г. заявлен в сумме 440 613 руб., в связи с выполнением работ по разработке Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство нефтеперерабатывающего завода;
- по Акту от 15.11.2005 г. об оказании услуг по договору N 06-35 НТ от 12.07.2005 г., счет-фактура N 26 от 15.11.2005 г. выставлен ООО "Стройнефтегаз". Заявлен НДС к вычету в 1 квартале 2008 г. в размере 99 573,56 руб., в связи с выполнением работ по техническому сопровождению при разработке Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство нефтеперерабатывающего завода;
- по Акту N 291ф от 25.10.2005 г., счет-фактура N 2084 от 25.10.2005 г. выставлен ГУ "Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". Сумма НДС к вычету в 1 квартале 2008 г. заявлена в размере 218,84 руб., в связи с выполнением работ по расчету фонового загрязнения атмосферного воздуха, коэффициентов рассеивания и климатической характеристики ст. Кавказской (справка, отраженная в Ходатайстве (Декларации) - книга 2, пояснительная записка "Влияние предприятия на окружающую среду".
Налоговый орган указал, что ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 г. не установлен порядок принятия к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2006 г. для осуществления инвестиционного проекта, списания кредиторской задолженности по суммам НДС, предъявленным сторонними организациями по работам (услугам), приобретенным для осуществления строительства объекта (в частности, при проведении экспертизы, приобретении проектной документации, получении различных разрешений), в связи с чем, указанные суммы налога подлежат вычетам в порядке, установленном п. 5 ст. 172 Кодекса, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 119-ФЗ (до 1 января 2006 г.).
25.07.2008 г. составлен акт N 06-22/255 камеральной налоговой проверки.
20.08.2008 г. начальником Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю было вынесено решение N 06-22/405 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Указанным решением обществу было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 540 405 руб.
Решением УФНС по Краснодарскому краю от 22.10.08 г. N 27-13-669-12П жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение - без изменений.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.
В обоснование жалобы общество указало, что спорные работы проводились ввиду необходимости принятия решения о целесообразности строительства нефтеперерабатывающего завода, расходы носили административный характер и не были связаны с капитальным строительством.
По мнению подателя жалобы, результатом выполненных работ стала информация для принятия руководством предприятия решения о целесообразности инвестирования денежных средств в строительство нефтеперерабатывающего завода. Базовый проект строительства завода был разработан компанией "Шелл Глобал Солюшенс Интернэшнл Б.В." в декабре 2007 г., на основании чего налоговые вычеты были заявлены после сбора необходимых документов, свидетельствующих об экономической оправданности произведенных расходов и их направленности на получение дохода, т.е. в 1 квартале 2008 г.
Указанные доводы подлежат отклонению в связи со следующим:
В соответствии со ст. 143 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 119-ФЗ по состоянию на 01.01.2006 налогоплательщики НДС обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31.12.2005 включительно.
По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 119-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику с 01.01.2005 до 01.01.2006 подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам.
Исходя из буквального толкования данной нормы, вычет НДС применяется в отношении сумм налога, уплаченных налогоплательщиком подрядным организациям (заказчикам-застройщикам) при проведении капитального строительства.
Таким образом, к вычету относятся суммы налога, уплаченные налогоплательщиком своим подрядчикам, выполняющим различные работы, связанные с капитальным строительством.
Поскольку Закон N 119-ФЗ не устанавливает конкретные виды работ, выполняемые подрядными организациями, то с учетом пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает выдачу разрешения на строительство, подтверждающее соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Согласно пункту 4.7.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123 (утратила силу 01.01.2008) проектно-изыскательские работы (включая работы для строительства будущих лет и затраты по разработке технико-экономических обоснований), осуществляемые за счет капитальных вложений, а также авторский надзор проектных организаций, экспертизы проектов, входят в состав прочих капитальных работ и затрат.
Суд оценил характер работ и пришел к выводу о том, что данные работы являлись частью работ по капитальному строительству.
Как следует из материалов дела, в 2005 г. ЗАО "Нафтатранс" был оказан ряд услуг, выполнены работы, в том числе:
На основании договора от 22.06.2005 г. N 3350 разработано Ходатайство (Декларация) о намерениях инвестирования в строительство в соответствии с требованиями СНиП и других действующих нормативных актов РФ для получения одобрения органов исполнительной власти на строительство нефтеперерабатывающего завода. В Задании на разработку Ходатайства (Декларация), утвержденном исполнительным директором ЗАО "Нафтатранс" 22.06.05 г., даны основные исходные данные, требования и критерии, на основании и с учетом которых должно быть разработано указанное Ходатайство (Декларация).
На основании договора от 12.07.05 г. N 06-35 нт техническое сопровождение при разработке Ходатайства (Декларации) осуществлялось ООО "Стройнефтегаз".
На основании договора от 28.09.05 г. N 291ф подготовка и выполнение информационной справки о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, метеорологических параметрах и коэффициентах рассеивания для строительства завода осуществлялось ГУ "Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Услуги были оказаны заявителю, приняты по актам приема-передачи в 2005 г. и оплачены в 2005 г.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности довода общества о том, что услуги не связаны с капитальным строительством, поскольку представленные документы свидетельствуют о проводившихся по заданию заявителя исследованиях о целесообразности строительства завода с принятием во внимание самых разных аспектов по конкретным исходным данным применительно к определенному месту расположения, в том числе для целей получения одобрения органов исполнительной власти субъекта РФ, в котором предполагалось строительство. Результаты проведенных исследований отражены в Ходатайстве (Декларации).
Из смысла п. п. 1.2, 2.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Минфином РФ от 30.12.1993 г. N 160 следует, что затраты по приобретению проектной документации, согласованию проектно-сметной документации, получению разрешений на строительство, инженерно-геологическим изысканиям и т.п. в бухгалтерском учете относятся к капитальным вложениям и формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
Согласно пункту 4.7.1 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123, действовавшей на момент выполнения работ и оказания услуг, в связи с которыми был заявлен НДС к вычету, проектно-изыскательские работы (включая работы для строительства будущих лет и затраты по разработке технико-экономических обоснований), осуществляемые за счет капитальных вложений, а также авторский надзор проектных организаций, экспертизы проектов, входят в состав прочих капитальных работ
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010 n 15АП-1241/2010 по делу n А53-17527/2009 По делу о признании незаконными решения о проведении выездной налоговой проверки и действий государственного налогового инспектора по осуществлению комплекса мероприятий по проведению выездной налоговой проверки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также