Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу n А32-19408/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-19408/2008-48/229

08 апреля 2009 г.                                                                                15АП-623/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильиной М.В.,

судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Решетниковым Р.А.,

при участии: от заявителя - Горбатенко С.А. по доверенности от 01.11.2008,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башня»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2008 по делу № А32-19408/2008-48/229

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Башня», г.Краснодар

к Администрации муниципального образования г. Краснодар,

Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар

при участии третьего лица:

Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату,

принятое в составе судьи Садовникова А.В.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Башня» (далее ООО «Башня») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования г. Краснодар (далее Администрация МО г.Краснодар), Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее ДМСиГЗ администрации г.Краснодара) о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования г.Краснодар в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43: 02 01 034:11, площадью 479 кв.м., расположенного по адресу: г.Краснодар, Западный округ, ул.Красная, д. 169/1, из земель населенных пунктов для эксплуатации кафе, изложенного в письме Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г.Краснодар №10191.49 от 21.05.2008.

Заявитель просил обязать Администрацию муниципального образования г.Краснодар принять решение о предоставлении ООО «Башня» в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:43:0201034:11, площадью 479 кв.м., расположенного по адресу: г.Краснодар, Западный округ, ул.Красная, д. 169/1 для эксплуатации кафе, подготовить проект договора купли-продажи и направить ООО «Башня» договор купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых протокольным определением суда от 03.12.2008 в порядке ст. 49 АПК РФ  (т.1, л.д. 79)).

Заявленные требования мотивированы тем, что по договору купли-продажи истцом были приобретены в собственность объекты недвижимости, расположенные на земельном участке площадью 479 кв.м. с кадастровым номером - 23:43:0201034:11, предоставленном в аренду Гриценко Ю.Н. ДМС и ГЗ администрации г.Краснодар отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату в связи с тем, что спорный объект недвижимого имущества расположен за красной линией застройки на территории общего пользования. Между тем, с момента возведения спорного объекта назначение спорного земельного участка изменилось, земельный участок перестал быть земельным участком общего пользования.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2008 в удовлетворении заявления отказано. Решение суда мотивировано тем, что объекты недвижимости, принадлежащие ООО «Башня» на праве собственности, находятся за красной линией застройки в границах территории общего пользования. Согласно карте градостроительного зонирования территории муниципального образования город Краснодар земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения. Поскольку назначением спорного земельного участка является его использование для государственных или общественных нужд, в силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», данный участок отчуждению не подлежит.

Общество с ограниченной ответственностью «Башня» обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2008 в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указал, что понятие рекреационной зоны содержится в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым не предусмотрены ограничения для отчуждения земельного участка, расположенного в рекреационной зоне. В кадастровом паспорте земельного участка указано, что спорный участок весь отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, в связи с чем, ограничения для приватизации земель рекреационного назначения (статья 94 Земельного кодекса Российской Федерации) к спорному земельному участку не применимы. С момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, земельный участок на котором они расположены, перестал быть территорией общего пользования, так как на нем расположены объекты частной собственности. Возведенное в установленном порядке здание кафе с навесами изменило назначение земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.

Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в котором рассмотрение дела оставил на усмотрение суда.

Администрация муниципального образования г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившихся лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Башня» на праве собственности принадлежат нежилые помещения первого этажа №№1-10 здания литер А общей площадью 136,6 кв.м., навес литер Г1 площадью 89,6 кв.м., навес литер Г площадью 89,6 кв.м., нежилые помещения подвала №№ 1-9 здания литер под/А площадью 79,5 кв.м., расположенные по адресу: г.Краснодар, Западный округ, ул.Красная, д.169/1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.02.2007 серии 23-АВ №№ 140635, 140634, 140636, 140637 и выписками из ЕГРП от 19.03.2008 (л.д.27-34).

Из материалов дела следует, что до приобретения указанных объектов недвижимости ООО «Башня» в собственность по договору купли-продажи от 26.01.2007, собственником имущества являлся Гриценко Ю.Н.

Распоряжением главы муниципального образования г.Краснодар от 15.09.2006 № 3331-р Гриценко Ю.Н. был предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 479 кв.м. с кадастровым номером 23:43:02: 01 034:0011 из земель поселений расположенный за красной линией застройки (территория общего пользования) (л.д.19).

Во исполнение указанного распоряжения главы муниципального образования г.Краснодар между Администрацией МО г.Краснодар (арендодатель) и Гриценко Ю.Н. (арендатор) был заключен договор аренды от 17.11.2006 земельного участка площадью 479 кв.м. с кадастровым номером 23:43:02: 01 034:0011, расположенного по адресу: г.Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красная, 169/1, для эксплуатации зданий и сооружений кафе , включая летние чебуречные (л.д.13-18). Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 15.09.2006. При передаче земельного участка сторонами оговорено, что земельный участок расположен за красной линией застройки (территория общего пользования), в том числе земельный участок площадью 196 кв.м. расположен в охранных зонах инженерных коммуникаций.

Из выписки из ЕГРП от 19.03.2008 № 01/174/2008-080 (л.д.26) следует, что земельный участок площадью 479 кв.м. с кадастровым номером 23:43:02: 01 034:0011, расположенный по адресу: г.Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красная, 169/1, обременен арендными обязательствами в пользу ООО «Башня» с 18.12.2006 по 15.09.2011.

ООО «Башня» обратилось в Администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением (вх. №0214/5269 от 17.04.2008) о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 479 кв.м., расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Красная, 169/1 (л.д.41).

По результатам рассмотрения заявления ООО «Башня» Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г.Краснодар письмом №10191.49 от 21.05.2008 отказал в предоставлении заявителю земельного участка в собственность, т.к. земельный участок расположен на территории общего пользования за красной линией застройки и не подлежит приватизации (л.д.42).

В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий (бездействий) незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент обращения ООО «Башня» с заявлением о предоставлении земельного участка)).

Между тем, по смыслу статей 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации право собственников объектов недвижимости на приватизацию занятого строением земельного участка может быть ограничено федеральным законодательством. В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из представленных в материалы дела распоряжения главы администрации муниципального образования г.Краснодар от 15.09.2006 № 3331-р (л.д.19), акта приема-передачи земельного участка от 15.09.2006 (л.д.23), акта приема передачи нежилого помещения от 01.10.2003 и приложенного к нему ситуационного плана (л.д.49-50), топографического плана (л.д.66), карты градостроительного зонирования территории муниципального образования г.Краснодар (л.д.73) следует, что истребуемый ООО «Башня» земельный участок площадью 479 кв.м. с кадастровым номером 23:43:02: 01 034:0011 из земель поселений расположен за красной линией застройки на территории общего пользования в зоне рекреационного назначения.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу n А32-14956/208-55/235. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также